Экономические дисциплины - Управление персоналом
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Скачать с сервера

Тема 1. Теоретические основы управления персоналом.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

  1. Отношение к человеку как к объекту профессиональной деятельности кадрового работника менялось. Расскажите об отражении этого изменения в доктринах  X , Y , Z.
  2. Когда были проведены первые оценки стоимости человеческого капитала?
  3. Объясните понятие «работоспособность  персонала».
  4. Постройте пирамиду потребностей по А. Маслоу.
  5. Опишите процессуальные теории мотивации.
  6. Какие теории мотивации основаны на отношении человека к труду?
  7. Какую роль в мотивации играет вознаграждение? Назовите формы вознаграждения.
  8. Какие выводы можно сделать из теории справедливости Адамса для использования в практике управления?
  9. В чем особенности теории ожиданий Врума?
  10. Опишите ситуации, в которых сегодня можно эффективно использовать мотивацию типа «кнута и пряника».
  11. Какие выводы можно сделать из теории справедливости Адамса для использования в практике управления?

 

 

Тема  2.  Подбор и оценка персонала.

Контрольные вопросы и задания

 

 

  1. Какие факторы внешней среды  влияют на процесс набора кандидатов?
  2. Перечислите факторы, влияющие на потребность в персонале.
  3. Охарактеризуйте понятие «дополнительная потребность в персонале».
  4. Объясните, что представляет собой профессиограмма?
  5. Какие задачи возникают при найме работников?
  6. Охарактеризуйте источники внутреннего и внешнего найма.
  7. Назовите основные методы отбора персонала. Определите их достоинства и недостатки.
  8. Какие методы используются при оценке кандидатов?
  9. Как можно минимизировать ошибки , неизбежно возникающие при найме персонала?
  10. Назовите основные кадровые документы, необходимые для оформления на работу.
  11. Какова цель и порядок проведения аттестации?
  12. Охарактеризуйте этапы адаптации сотрудника в организации.
  13. Какие методы аттестации должны использоваться при ее проведении?
  14. Для каких целей осуществляется оценка персонала организации?
  15. Опишите  основные методы планирования потребности в персонале.
  16. Для чего нужно привлекать специалистов (социологов, психологов, врачей) к оценке потенциала человека?
  17. Из каких трех этапов состоит аттестация персонала?
  18. На каких принципах построена анкета «Аттестация»? Кто ее заполняет?
  19. В чем  заключаются преимущества оценки работников на основании письменных характеристик и каковы основные трудности этого способа?
  20. В чем заключаются особенности использования шкал оценки?
  21. Дайте сравнительную характеристику всех изученных методов оценки персонала.
  22. Какие типичные ошибки чаще всего допускают руководители при проведении аттестации?
  23. Для чего необходим резерв кадров и из каких источников он формируется?
  24. Какие выводы лично для себя Вы сделали из конкретной ситуации «Доверяй, но проверяй»?

 

 

Тема 3. Профессиональное развитие и обучение персонала.

 

Контрольные вопросы и задания

 

  1. Какие виды образовательных учреждений приняты в России?
  2. Чем отличается профессиональная подготовка от повышения квалификации?
  3. Чем отличается переподготовка от повышения квалификации?
  4. Перечислите основные цели повышения квалификации и переподготовки кадров. Какие причины могут сделать обучение необходимым?
  5. Что включает послевузовское дополнительное образование?
  6. Назовите типы внутрифирменного обучения.
  7. Назовите основные факторы, иллюстрирующие важность непрерывного образования.
  8. Сравните «сохраняющее» и «инновационное» обучение.
  9. Каковы особенности интегрированного обучения?
  10. В чем специфика взрослой аудитории?
  11. Какие типы индивидуального обучения вы знаете?
  12. Назовите типовые модели служебной карьеры. Какую Вы предпочтете для себя?
  13. Каковы основные принципы системной карьеры? Что такое вертикальная и горизонтальная карьера?
  14. Назовите этапы карьеры.
  15. Какие этапы профессионального развития проходит специалист?
Тема 4. Структура персонала.

 

Контрольные вопросы и задания

 

  1. На какие группы подразделяется персонал в организации?
  2. Как можно определить численность административно-управленческого персонала?
  3. Назовите основной метод расчета численности персонала. Какие нормативы нужны для его расчета?
  4. Какие группы факторов надо учесть при создании организационной структуры?
  5. В какой структуре управления существует двойственная подчиненность работников?
  6. В какой структуре руководитель реализует все функции управления на своем уровне?
  7. Какая структура допускает несколько савязей подчиненности?
  8. В чем преимущество матричного метода распределения функций управления?
  9. Сравните организационные структуры малого бизнеса «круг» и «звезда», покажите их достоинства и недостатки.
  10. Назовите основные роли, возникающие в любом коллективе.
  11. Что показывает социальная структура коллектива? Из каких частей она состоит?
  12. Какая часть трудового коллектива обеспечивает прогресс и действует на основе самомотивации?
  13. Какие исходные показатели необходимы для составления штатного расписания?

 

Тема 5. Кадровая политика и стили руководства.

 

Контрольные вопросы и задания

  1. Объясните понятие «кадровая политика».
  2. Каковы цели кадровой политики предприятия в условиях рыночной экономики?
  3. Какие принципы должны учитываться при формировании кадровой политики предприятия?
  4. Как вы понимаете стратегию управления персоналом?
  5. Каковы основные составляющие кадровой стратегии предприятия?
  6. Дайте характеристику активной кадровой политике. Какие ее разновидности вам известны и в чем принципиальное различие между ними?
  7. Какие факторы внешней и внутренней среды влияют на формирование кадровой политики?
  8. В чем основное отличие открытой и закрытой кадровой политики?
  9. Объясните, с какой целью проводится анализ кадровой ситуации в регионе?
  10. Опишите авторитарный стиль руководства.
  11. Какие особенности выделяются в демократическом стиле управления?
  12. Каковы отличительные черты либерального стиля?
  13. Что представляет собой управленческая решета Блейка-Моутолн? Какие основные типы руководства она рассматривает?
  14. Какие вопросы делегировать необходимо, а какие – нежелательно?
  15. В чем состоит отличие понятий «лидерство», «влияние» и  «власть»?
  16. Чем отличается менеджер от лидера?
  17. Объясните, в чем заключается основная задача руководителя, администратора, организатора, управленца?
  18. Охарактеризуйте различные модели морального лидерства.
  19. Какими моральными качествами должен обладать современный руководитель7
  20. Какие формы власти вы знаете?
  21. Какие особенности присущи харизматическим личностям?
  22. Укажите достоинства и недостатки всех видов власти.

 

Тема 6. Методы управления персоналом.

 

Контрольные вопросы и задания

 

  1. Охарактеризуйте преимущества и ограничения командных форм управления.
  2. Покажите применимость той или иной формы командного управления для конкретных управленческих ситуаций.
  3. Какие существуют принципиальные различия между административными, экономическими и социально-психологическими методами по способам воздействия на персонал?
  4. Назовите примеры документов организационного воздействия.
  5. Какие документы относятся к распорядительным воздействиям?
  6. Какие существуют формы и методы дисциплинарного воздействия?
  7. Что такое административная ответственность и взыскания?
  8. Какие стимулы и рычаги находятся в основе экономических методов управления?
  9. Какие функции выполняет заработная плата?
  10. Какие задачи могут решаться при стимулировании работников с помощью премии?
  11. Каковы цели организации системы вознаграждения на предприятии?
  12. В чем состоят методы нормирования труда и каковы условия их успешного применения?
  13. Какие компоненты должна включать материальная часть  стимулирования труда?
  14. Какие отношения управления регулируются с помощью социологических методов?
  15. На что направлены психологические методы управления (объект воздействия)?
  16. Назовите основные темпераменты и типы личности людей.
  17. Назовите основные способы психологического воздействия на людей.
  18. Что такое стресс? Какие приемы повышения стрессоустойчивости Вам известны?

 

 

Тема 7. Коммуникации, переговоры.

 

Контрольные вопросы и задания

  1. Каковы основные виды коммуникаций?
  2. Каковы основные элементы невербальных коммуникаций?
  3. Назовите наиболее эффективные способы обеспечения межличностных коммуникаций.
  4. Какие факторы влияют на эффективность коммуникаций?
  5. Что такое индикатор модальности?
  6. Назовите виды модальности.
  7. Дайте характеристику шкал предпочтений человека.
  8. Дайте сравнительную характеристику поведения победителя и неудачника.
  9. Каковы основные правила слушанья собеседника?
  10. Укажите основные этапы переговоров и краткие рекомендации по их проведению.
  11. В чем состоит этическое содержание требований делового этикета?

 

 

Тема 8. Философия предприятия и организация управления персоналом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

  1. Назовите известные вам концепции управления персоналом.
  2. 2. Перечислите  основные задачи по управлению персоналом, характерные для концепций: использования трудовых ресурсов; управления персоналом; управления человеческими ресурсами; управления человеком.
  3. 3. В чем необходимость разработки философии предприятия?
  4. 4. Какие исходные документы необходимы для разработки философии предприятия?
  5. 5. Из каких разделов состоит примерная философия предприятия?
  6. 6. Какие девизы и правила вы предложили бы для работы с персоналом предприятия?
  7. 7. Сравните понятия «организационная культура» и «корпоративная культура».
  8. 8. Охарактеризуйте элементы корпоративной культуры.
  9. 9. Сформулируйте, в чем сила корпоративной культуры.
  10. 10. Какие мероприятия могут способствовать  удержанию корпоративной культуры?
  11. 11. Что потребует больших затрат времени и преодоления большего сопротивления – индивидуальное или групповое изменение поведения?

 

Тема 9. Эффективность управления персоналом.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

  1. Какие затраты,  связанные с персоналом, могут возникать на предприятии?
  2. Что включает (предполагает) анализ оценки кадрового потенциала предприятия?
  3. Что такое организационно- кадровый аудит? Каковы его цели?
  4. Назовите три основных подхода к оценке эффективности работы персонала.
  5. Какие вам известны главные критерии конечных результатов деятельности предприятия?
  6. В чем принципиальная разница между коэффициентом экономической эффективности и показателем бальной оценки эффективности работы организации?
  7. Назовите показатели качества и результативности работы персонала.
  8. Какие показатели социальной эффективности персонала вам известны?
  9. В чем сущность метода комплексной оценки управления труда?
  10. Что такое шкала достижений и упущений в работе?
  11. Для чего необходимы весовые коэффициенты в бальной методике оценки эффективности?
  12. Что представляет собой оценка работы по коэффициенту трудового вклада?
  13. В чем суть модели распределения премии по коэффициенту трудового вклада?

 

 

Тема 10. Конфликты и пути их разрешения.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Что такое конфликт? Какие конфликты вы знаете?
  2. Какие позитивные и негативные функции выполняют конфликты?
  3. На каких уровнях в организации могут возникать конфликты?
  4. Какие стадии проходит конфликт  в своем развитии? Охарактеризуйте их.
  5. Из каких этапов состоит эффективное управление конфликтной ситуацией?
  6. Опишите структурные методы управления конфликтной ситуацией.
  7. Может ли организация быть бесконфликтной?
  8. Какие конфликты возникают при неоптимизированной структуре персонала?
  9. Будет ли бесконфликтной организация с оптимизированной структурой?
  10. Почему инновация всегда приводит к конфликту?
  11. Каковы возможные варианты развития управленческой ситуации при конфронтации между рядовыми сотрудниками и между руководителем и коллективом?

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить