Экономические дисциплины - Управленческий учет

Скачать с сервера

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

1.1.Цель преподавания дисциплины

Цель обучения — формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по методологии и организации управленческого учета предпринимательской деятельности. Уяснение студентами  методологии подготовки информации, а также ее использование для принятия управленческих решений на всех уровнях управления.

Курс управленческого учета обеспечивает преемственность изучения учетных дисциплин. Полученные студентами знания позволят более глубоко изучить смежные профилирующие дисциплины учетного цикла специальности «Государственное и муниципальное управление»,

 

1.2. Задачи изучения дисциплины

В процессе изучения курса управленческий учет необходимо решить следующие задачи:

−   формирование знаний о сущности управленческого учета, его принципах, особенностях и назначении;

−   усвоение студентами теоретических основ учета и исчисления затрат и результатов хозяйственной деятельности организаций; учета издержек производства и сбыта по видам, местам возникновения и объектам калькулирования;

−   формирование представления о современных системах производственного учета затрат и калькулирования себестоимости: абзорпшен-кост, стандарт-кост, директ-кост, нормативный учет затрат, и особенностях их применения на предприятиях различных отраслей народного хозяйства;

−   усвоение студентами теоретических основ бюджетирования, как базы краткосрочного планирования на предприятии.

−   выработка умений использования информации о затратах и результатах хозяйственной деятельности для принятия оптимальных управленческих решений и оценки их эффективности в рамках управленческого учета.

 

1.3. Перечень дисциплин.

Перечень дисциплин, знание которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины.

Математика (алгебра, математический анализ), информатика, управленческая экономика, теория управления, теория организации, бухгалтерский учет, предпринимательство, разработка управленческого решения.

 

 

 

 

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Управленческий учет» студент должен знать:

- сущность, особенности и критерии управленческого учета, общие принципы его построения;

- экономическую сущность, классификацию и поведение затрат;

- принципы выделения центров ответственности;

- классификацию существующих систем учета затрат;

- процесс подготовки информации к принятию управленческих решений;

- принципы бюджетирования на предприятии;

- принципы распределения затрат и калькулирования себестоимости продукции;

- экономическую сущность нормативного учета затрат и анализа отклонений фактических затрат от нормативных;

- систему сбора, обработки и подготовки информации по предприятию и его структурным подразделениям;

- принципы анализа эффективности деятельности организации.

- принципы анализа эффективности деятельности организации.

В результате изучения дисциплины «Управленческий учет» студент должен уметь:

- различать понятия «издержки», «затраты», «расходы»;

- классифицировать затраты в зависимости от целей управленческого учета;

- рассчитывать полную и усеченную себестоимость продукции, себестоимость центра ответственности;

- обосновывать выбор системы учета затрат и калькулирования себестоимости на предприятии;

- формировать общий бюджет предприятия в разрезе его составных частей;

- рассчитать стандартные отклонения фактических доходов и затрат от нормативных, а также оценить факторы, вызвавшие данные отклонения;

- подготовить релевантную информацию для принятия управленческого решения;

- оценить эффективность принятых управленческих решений;

- использовать систему знаний о принципах управленческого учета для систематизации данных о производственных затратах, оценке себестоимости производственной продукции и определения прибыли;

- решать на примере конкретных ситуаций проблемы оценки эффективности производства и сбыта новых изделий, работ, услуг, изменения объема и ассортимента продукции, капитальных вложений, управления затратами с помощью различного вида смет и систем бюджетирования.

 

 

В результате изучения дисциплины «Управленческий учет» студент должен иметь навыки:

-         обоснования выделения на предприятии центров ответственности;

-         количественных методов анализа информации при принятии управленческого решения;

-         распределения накладных расходов при калькулировании себестоимости продукции в целях принятия управленческих решений;

-         формирования бюджетов предприятия;

-         моделирования отдельных управленческих решений.

 

3. Объем дисциплины и виды учебной работы. (спец. 061000)

Вид учебной работы (7 семестр)

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

67

Аудиторные занятия

54

Лекции

34

Практические занятия (ПЗ)

20

Семинары

 

Лабораторные работы (ЛР) и деловые игры (ДИ)

 

Другие виды аудиторных занятий

 

Индивидуальные занятия

5

Самостоятельная работа

8

Курсовой проект

 

Расчетно-графические работы

нет

Реферат

Инд. час.

Вид итогового контроля

Экзамен

 

4.Содержание дисциплины.

4.1.Тематический план, аудиторные часы

 

№ п.п.

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

1

Введение в управленческий учет.

2

 

2

Затраты и их классификация

4

2

3

Учет затрат по элементам и по центрам ответственности

4

2

4

Классификация систем учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

2

 

5

«Директ-костинг» как система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

2

2

6

Система попередельного учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

4

2

7

Система позаказного и смешанного учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

2

 

8

Система нормативного учета.

2

2

9

Планирование. Бюджетирование.

4

4

10

Анализ отклонений фактического исполнения бюджета от планового.

4

2

11

Управленческий учет и анализ в принятии решений.

4

4

 

Итого

34

20

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

 

Тема 1. Введение в управленческий учет

Производственно-финансовая деятельность предприятия как комбинационный процесс. Слагаемые производственной деятельности: снабжение, производство, сбыт и координирующая деятельность по управлению, их влияние на формирование затрат и результатов деятельности организации.

Процесс принятия решения. Процесс управления. Информационное поле предприятия. Системы учета на предприятии.  Управленческий учет в системе учета на предприятии. Цели управленческого учета. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета. Задачи и принципы управленческого учета. Требования к информации в управленческом учете. Взаимосвязь управленческого учета и анализа.

Тема 2. Затраты и их классификация

Затраты как один из основных объектов управленческого учета. Понятие «затраты» и «расходы».

Формирование затрат по стадиям кругооборота капитала. Состав и классификация затрат по стадиям кругооборота капитала. Состав и классификация затрат по созданию и хранению запаса материалов. Общая классификация затрат на производство. Состав затрат, характеризующий финансово-сбытовую деятельность.

Классификация и состав затрат, в зависимости от целей управленческого учета. Состав и классификация затрат для целей определения себестоимости продукции и полученной прибыли. Элементы производственных затрат. Затраты на продукт и расходы периода.

Группировка затрат для принятия решений и планирования, в зависимости от задач управления.

Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования.

 

Тема 3. Учет затрат по элементам и по центрам ответственности.

Учет запаса материалов и затрат на его создание и хранение. Цели и процедура учет запаса материалов. Методы определения цены списания материальных ценностей.

Учет затрат на рабочую силу. Цели и направления учета затрат на рабочую силу в рамках управленческого учета. Процедура учета затрат на рабочую силу.

Учет и распределение накладных расходов. Учет и распределение накладных расходов. Многоступенчатое распределение накладных расходов. Ставка распределения накладных расходов. База распределения накладных расходов. Проблема перераспределения стоимости услуг вспомогательных производств на основные, в случае оказания ими встречных услуг друг другу.

Учет по центрам ответственности. Понятия «место возникновения затрат», «носитель затрат», «объект затрат», «центр затрат». Виды центров ответственности.

 

Тема 4. Классификация систем учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Принципы калькулирования. Классификация калькуляционных систем. Системы учета затрат и калькулирования себестоимости в зависимости от степени поглощения затрат. Система учета полных затрат и система учета переменных затрат.

Методы учета затрат и калькулирования себестоимостив зависимости от типа используемой информации: нормативное, фактическое и нормальное калькулирование.

Системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в зависимости от технологических факторов и типа производственной структуры предприятия.

 

Тема 5. «Директ-костинг» как система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Сущность и особенности системы «Директ – костинг». Затраты, включаемые в себестоимость продукции в системе «Директ – костинг». Понятие маржинальной прибыли. Порядок расчета прибыли в системе учета полных затрат и в системе «Директ – костинг». Достоинства и недостатки системы «Директ – костинг».

 

Тема 6. Система попроцессного (попередельного) учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости. Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости. Особенности и сфера применения. Объекты учета, объекты калькулирования на различных стадиях готовности изделия. Учетные записи при попроцессном (попередельном) методе калькулирования себестоимости. Организация документооборота. Оценка себестоимости незавершенного производства и готовой продукции.

 

Тема 7. Система позаказного и смешанного учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости. Особенности и сфера применения. Объекты учета затрат и объекты калькулирования себестоимости. Учетные записи в позаказном методе калькулирования.

Организация смешанного учета затрат на производства. Особенности и сфера применения. Организация документооборота.

 

Тема 8. Система нормативного учета.

Нормативный учет как инструмент учета, планирования и контроля затрат. Понятие нормативных затрат и система «стандарт – кост». Принципы, организация и порядок расчета нормативных затрат. Преимущества использования системы «стандарт – кост». Использование нормативных затрат при калькулировании себестоимости продукции, работ и услуг.

 

Тема 9. Планирование. Бюджетирование.

Планирование в современном предпринимательстве. Виды планирования по срокам, назначению и детализации планирования.

Сметное планирование (бюджетирование). Функции бюджета. Бюджеты и их значение в управленческом учете.

Бюджетирование как управленческая технология. Скользящее финансовое планирование. Основные, операционные, вспомогательные и дополнительные бюджеты. Разработка главного бюджета. Взаимосвязь оперативного и финансового бюджетов. Проблемы прогнозирования объемов продаж.

 

Тема 10. Анализ отклонений фактического исполнения бюджета от планового.

Контроль за исполнением бюджетов. Статичные и гибкие бюджеты. Целевые нормативы и целевые показатели. Расчет отклонений фактического исполнения бюджета от плановых показателей. Отклонения затрат и их анализ как средство  контроля затрат. Учетные записи  отклонений в учетных регистрах.

 

Тема 11. Управленческий учет и анализ в принятии решений

Процесс принятия управленческих решений. Определение целей и задач. Поиск альтернативных вариантов действий. Выбор оптимального варианта действий. Осуществление выбранного варианта. Сравнение полученных и планируемых результатов.

Примеры принятия управленческих решений. Анализ «затраты-объем-прибыль» в процессе принятия решения (о прекращении или продолжении работы с группой товаров, о комплектующих изделиях, о принятии специального заказа и т.д.).

Анализ эффективности деятельности организации. Информационная база управленческого анализа эффективности хозяйственной деятельности. Количественный и качественный анализ эффективности хозяйственной деятельности.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить