Экономические дисциплины - Государственные и муниципальные финансы

План семинаров

Скачать с сервера

Занятия по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы» проводятся на инженерно-экономическом факультете у студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Цель изучения  "Государственных и муниципальных финансов" как учебной дисциплины состоит в получении слушателями теоретических и практических знаний на основе которых они смогут ориентироваться в бюджетной и финансовой политике государственных и местных органов власти,  принимать правильные решения, связанные с отдельными финансовыми вопросами. Соответственно, общая цель проведения занятий состоит в получении студентами дополнительных практических навыков и знаний, способствующих развитию у них понимания вопросов, изучаемых в рамках дисциплины.

Логика построения практических занятий такова: после рассмотрения на лекциях теоретических вопросов по выбранным темам проводится практическое занятие (одно или несколько — в зависимости от сложности темы), которое посвящено углублённому изучению соответствующих тем.

Общий план практических занятий выглядит следующим образом:

 

Тема

ПЗ

№ ПЗ

  1. Предмет государственных и муниципальных финансов, система территориального управления.

2

ПЗ № 1

  1. Государственные финансы: функции и сущность.

2

ПЗ № 2

  1. Эволюция становления и развития финансов России.

2

ПЗ № 3

  1. Бюджетная система России.

2

ПЗ № 4

  1. Бюджетный процесс.

4

ПЗ № 5

  1. Доходы бюджета.

2

ПЗ № 6

  1. Расходы бюджета.

4

ПЗ № 7

  1. Налоговая система России.

6

ПЗ № 8

  1. Налогообложение и налоговые системы разных стран.

4

ПЗ № 9

  1. Межбюджетные отношения.

4

ПЗ № 10

  1. Межбюджетное регулирование.

4

ПЗ № 11

Всего

36

 

Вопросы, рассматриваемые на практических занятиях, формируются таким образом, чтобы, во-первых, проверить степень самостоятельной подготовки студентов, а, во-вторых, чтобы попытаться направить их  в сторону самостоятельного размышления над поставленными проблемами.

К сожалению, постоянные изменения в бюджетном и налоговом законодательстве России ограничивают применение учебных пособий при подготовке студентов, поэтому в качестве источников информации можно порекомендовать использование постоянно обновляемых информационно-правовых систем, таких как «КонсультантПлюс: Высшая Школа» или «Гарант». Кроме того, при подготовке ответов на общетеоретические вопросы можно свободно пользоваться любыми учебными пособиями, руководствуясь принципом их доступности.

Итоговый контроль предусматривает сдачу экзамена, вопросы к которому отражают основные проблемы, изучаемые дисциплиной «Государственные и муниципальные финансы».

 

ПЗ № 1. Тема 1. Предмет государственных и муниципальных финансов, система территориального управления (2 часа).

В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях.

Вопросы для обсуждения:

1. Каков предмет изучения науки о государственных и муниципальных финансах?

2. Какие системы территориального управления существуют в настоящее время?

3. В чем заключаются отличительные черты таких систем?

4. Какие функции выполняет государство?

5. Каков состав государственного имущества?

6. Как меняется размер государственного сектора экономики в различных странах?

Список обязательной литературы:

1. Бюджетная система России: Учебник для вузов / под ред. Г. Б. Поляка, М.:ЮНИТИ, 2001, 542 стр.

 

 

ПЗ № 2. Тема 2. Государственные финансы: функции и сущность (2 часа).

В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое государственные и муниципальные финансы?

2. Каковы основные функции финансов?

3. Каковы главные принципы организации финансов?

4. Назовите основополагающие законодательные акты, регулирующие финансовые отношения в России. Каково общее содержание этих актов?

5. Как сторонники кейнсианства и монетаризма определяют значение и суть финансовой  политики государства?

Список обязательной литературы:

1. Бюджетная система России: Учебник для вузов / под ред. Г. Б. Поляка, М.:ЮНИТИ, 2001, 542 стр.

2. Кучеров И. И., Бюджетное право России: Курс лекций. М.: Центр ЮрИнфоР, 2002, 320 стр.

 

 

ПЗ № 3. Тема № 3. Эволюция становления и развития финансов России (2 часа).

В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите и опишите основные этапы становления и развития финансовой системы в дореволюционной России?

2. Расскажите о реформе государственных финансов в 1930-х гг?

3. Расскажите о реформе государственных финансов в 1960-гг?

4. Опишите основные направления развития финансовой системы до 1998 года.

5. Каковы причины и последствия финансового кризиса в августе 1998 года?

6. Охарактеризуйте реформы последних лет: их содержание и значение.

Список обязательной литературы:

1. Кучеров И. И., Бюджетное право России: Курс лекций. М.: Центр ЮрИнфоР, 2002, 320 стр.

 

ПЗ № 4. Тема № 4. Бюджетная система России (2 часа).

В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое бюджет, каков его состав и характеристики?

2. Назовите определение и структуру бюджетной системы России?

3. Опишите этапы и цель реформирования бюджетной системы Российской Федерации?

4. Какие принципы построения бюджетной системы России Вы знаете?

5. Что такое бюджетная классификация?

6. Назовите виды и классификационные принципы бюджетных классификаций.

7. Опишите предназначение бюджетного законодательства и основные виды нарушений бюджетного законодательства.

8. Расскажите об ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

9. Охарактеризуйте сферы ответственности федеральных, региональных и местных властей в области бюджетных правоотношений.

Список обязательной литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа».

2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / под ред. Г. Б. Поляка, М.:ЮНИТИ, 2001, 542 стр.

3. Перфильев С. В., Бюджетная система региона: Учеб. пособие. Рязань: РГРТА, 2001.

 

 

ПЗ № 5. Тема № 5. Бюджетный процесс (4 часа).

В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое бюджетный процесс?

2. Какие бывают участники бюджетного процесса?

3. Расскажите о Центральном Банке России и его функциях.

4. Назовите определения бюджетного учреждения, получателей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств.

5. Что такое бюджетное планирование, из каких этапов оно состоит?

6. Какие виды первичной плановой документации Вы знаете?

7. Каков порядок составления бюджетов?

8. Охарактеризуйте процесс рассмотрения бюджета представительными органами власти, порядок и процедуры исполнения бюджетов и основные режимы исполнения бюджетов.

Список обязательной литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа».

2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / под ред. Г. Б. Поляка, М.:ЮНИТИ, 2001, 542 стр.

3. Кучеров И. И., Бюджетное право России: Курс лекций. М.: Центр ЮрИнфоР, 2002, 320 стр.

 

 

ПЗ № 6. Тема № 6. Доходы бюджета (2 часа).

В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях. В ходе практического занятия студентам предлагается самостоятельно решить задачи, которые также являются инструментом контроля над знаниями.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите основные классификации доходов бюджета.

2. Чем отличаются регулирующие, закреплённые и дополнительные налоговые источники?

3. Что такое дотации, субсидии, субвенции?

4. Определите основные виды доходов федерального, региональных и местных бюджетов.

5. Какие виды планирования доходов бюджетов Вы знаете? Подробно опишите их.

Задачи 1-2.

Список обязательной литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа».

3. Кучеров И. И., Бюджетное право России: Курс лекций. М.: Центр ЮрИнфоР, 2002, 320 стр.

4. Налоги: Учебное пособие для вузов / Под ред. Д. Г. Черника. 5-ое изд.., перераб. и дополн. М.: Финансы и статистика, 2002, 655 стр.

 

 

ПЗ № 7. Тема № 7. Расходы бюджета (4 часа).

В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях. В ходе практического занятия студентам предлагается самостоятельно решить задачу, которая также является инструментом контроля над знаниями.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите основные классификации расходов бюджета.

2. Чем характеризуется расходование средств бюджетов на контрактной основе?

3. Определите основные виды расходов федерального, региональных и местных бюджетов.

6. Охарактеризуйте понятия сбалансированности бюджета и регулирования бюджетного дефицита.

7. Расскажите о планировании расходов местных бюджетов.

Задача 3.

Список обязательной литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа».

2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / под ред. Г. Б. Поляка, М.:ЮНИТИ, 2001, 542 стр.

3. Перфильев С. В., Бюджетная система региона: Учеб. пособие. Рязань: РГРТА, 2001.

 

ПЗ № 8. Тема №  8. Налоговая система России (6 часов).

В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях. В ходе практического занятия студентам предлагается самостоятельно решить задачи, которые также являются инструментом контроля над знаниями. Дополнительно к этому предполагается написание тестов.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое налоговый механизм, какие основные функции налогов Вы знаете?

2. Какие виды обязательных платежей можно выделить?

3. Назовите основные классификации налогов.

4. Опишите состав федеральных, региональных и местных налогов.

5. Расскажите о сроках уплаты, ставках, объекте и субъекте налогообложения применительно к отдельным видам налогов.

6. Каков механизм казначейского исполнения бюджетов.

7.Охарактеризуйте основные виды государственного и муниципального финансового контроля.

Тест № 1, задачи 4-5.

Список обязательной литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа».

2. Налоги: Учебное пособие для вузов / Под ред. Д. Г. Черника. 5-ое изд.., перераб. и дополн. М.: Финансы и статистика, 2002, 655 стр.

 

 

ПЗ № 9. Тема № 9. Налогообложение и налоговые системы разных стран (4 часа).

В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях.

Вопросы для обсуждения:

1. Расскажите об общих тенденциях и закономерностях развития налоговых систем стран мира.

2. Охарактеризуйте налоговую систему США.

3. Охарактеризуйте налоговую систему Германии.

4. Охарактеризуйте налоговую систему Франции.

5. Охарактеризуйте налоговые системы небольших стран.

Список обязательной литературы:

1. Налоги: Учебное пособие для вузов / Под ред. Д. Г. Черника. 5-ое изд.., перераб. и дополн. М.: Финансы и статистика, 2002, 655 стр.

 

ПЗ № 10. Тема № 10. Межбюджетные отношения (4 часа).

В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях.

Вопросы для обсуждения:

1. Как связаны межбюджетные отношения и бюджетный федерализм?

2. Какие теории и модели бюджетного федерализма Вы знаете?

3. Расскажите о принципах межбюджетных отношений. Поясните их содержание.

4. Какие известны виды контроля за использованием финансовой помощи?

5. Опишите основные этапы развития межбюджетных отношений в современной России.

6. Охарактеризуйте плюсы и минусы децентрализации бюджетной системы.

Список обязательной литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа».

2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / под ред. Г. Б. Поляка, М.:ЮНИТИ, 2001, 542 стр.

3. Перфильев С. В., Бюджетная система региона: Учеб. пособие. Рязань: РГРТА, 2001.

 

ПЗ № 11. Тема № 11. Межбюджетное регулирование. (4 часа).

В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое межбюджетное регулирование?

2. Какова роль механизма налогового регулирования в системе межбюджетного регулирования?

3. Охарактеризуйте назначение и использование фондов распределения бюджетных средств.

4. Опишите основные положения методики распределения фондов финансовой поддержки территорий.

Список обязательной литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа».

2. Перфильев С. В., Бюджетная система региона: Учеб. пособие. Рязань: РГРТА, 2001.

 

 

Дополнительно:

Тест № 1.

1. В соответствии с налоговым кодексом РФ к региональным налогам и сборам относят:

а) налог на прибыль организаций;

б) налог на добычу полезных ископаемых;

в) налог на имущество организаций;

г) транспортный налог;

д) а) и б);

е) в) и г);

ж) все вышеперечисленное.

 

2. Дотации — это:

а) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

б) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

в) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

 

3. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным налогам и сборам относятся:

а) налог на добавленную стоимость;

б) водный налог;

в) налог на прибыль организаций;

г) единый социальный налог;

д) налог на добычу полезных ископаемых;

е) а) и б);

ж) все вышеперечисленные.

 

4. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к местным налогам и сборам относятся:

а) земельный налог;

б) налог на игорный бизнес;

в) налог на имущество физических лиц;

г) земельный налог;

д) а) и б);

е)  в) и г).

 

5. Субвенция — это:

а) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

б) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

в) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

 

6. Консолидированный бюджет субъекта РФ — это:

а) совокупность бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории;

б) бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории;

в) форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесённых к предметам ведения субъекта РФ;

г) все вышеперечисленное;

д) нет правильных ответов.

 

7. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, то применяется бюджетное законодательство РФ.

а) верно;

б) неверно.

 

8. Субсидия — это:

а) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

б) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

в) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

 

9. В компетенции органов государственной власти РФ в области регулирования бюджетных правоотношений относятся:

а) установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;

б) установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ;

в) установление минимальных государственных социальных стандартов;

г) определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов.

 

10. В компетенции органов государственной власти РФ в области регулирования бюджетных правоотношений относятся:

а) определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;

б) распределение доходов от региональных налогов и сборов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;

в) утверждение бюджетной классификации РФ;

г) установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов.

 

11. В компетенции органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений относятся:

а) разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;

б) установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ;

в) определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности.

 

12. Момент, определяющий уплату налоговых доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, определяется:

а) бюджетным законодательством;

б) налоговым законодательством;

в) органами власти местного самоуправления;

г) любой из вышеперечисленных ответов.

 

13. Неналоговые доходы считаются уплаченными в бюджет или в государственный внебюджетный фонд:

а) с момента предоставления платежного поручения в кредитную организацию;

б) с момента списания денежных средств со счёта плательщика;

в) любой из вышеперечисленных ответов.

 

14. Доходы бюджетного учреждения от предпринимательской деятельности учитываются в его смете доходов и расходов.

а) верно;

б) неверно.

 

15. Минимальная бюджетная обеспеченность — это:

а) бюджет территориального образования без бюджета развития;

б) совокупность статей бюджета территориального образования, не подлежащих секвестированию;

в) минимально допустимая стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

 

16. Какой орган вправе предоставить льготы по уплате налогов в региональный бюджет:

а) налоговый орган субъекта РФ;

б) налоговая инспекция по месту регистрации предприятия;

в) финансовые органы субъекта РФ;

г) представительный орган субъекта РФ.

 

17. Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней:

а) по федеральному законодательству;

б) по решению органов власти субъекта Российской Федерации;

в) по решению органов местного самоуправления;

г) нет правильных ответов.

 

18. Закупка товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями осуществляется:

а) исключительно на контрактной основе;

б) возможно на контрактной основе;

в) исключительно на контрактной основе при условии, что сумма закупки превышает 2000 минимальных размеров оплаты труда.

 

19. Трансферты населению — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления.

а) верно;

б) неверно.

 

Задачи.

1. По отчету об исполнении областного бюджета за год в его доходную часть поступило налога на прибыль 315 млн. рублей. В следующем году планируется рост прибыли по всем видам деятельности в 1,2 раза как за счёт роста объёмов производства, так и по инфляционным причинам. Ставка налога на прибыль, по которой осуществлялось зачисление налога в областной бюджет, в отчетном году составляла 22 %. В планируемом году предполагается снижение этой налоговой ставки на три процентных пункта.

Определить предполагаемое поступление налога на прибыль в областной бюджет на планируемый финансовый год.

 

2. По отчету об исполнении бюджета муниципального образования за год в его доходную часть поступило за счет налога на добавленную стоимость 35 млн. рублей. Предполагается, что в следующем году индекс-дефлятор по производимой и реализуемой продукции будет равен 1,3. Областной бюджет планирует изменить норматив отчислений муниципальному образованию по налогу на добавленную стоимость — понизить его с 10 % до 8 %.

Ставка налога остаётся неизменной. Неплатежи предприятий по налогу на добавленную стоимость в истекшем году составили 30 млн. рублей. В планируемом году предполагается снизить их на 30 %. Определить предполагаемое поступление налога на добавленную стоимость в бюджет муниципального образования на планируемый год.

 

3. Планируется принять областной бюджет с расходами, равными 1 800 млн. рублей, и доходами в размере 1 120 млн. рублей. При этом предполагается, что трансферты, получаемые из федерального бюджета, составят 400 млн. рублей. Однако при принятии федерального бюджета выяснилось, что реальная сумма трансфертов, выделяемых области, составит в планируемом году 270 млн. рублей.

Определить изменение дефицита областного бюджета при отклонении реальной суммы трансфертов от первоначально планируемой.

 

4. На рисунке 1 приведена модель зависимости доли налогов и суммы трансфертов,  передаваемых областным бюджетом муниципальным образованиям, от уровня их средней бюджетной обеспеченности (СБО).

Дайте объяснение процессов, отображаемых каждым из графиков, приведенных на рисунке 1.

Уровень СБО

Рис. 1. Зависимость доли налогов и суммы трансфертов, передаваемых областным бюджетом муниципальным образованиям, от их средней бюджетной обеспеченности.

 

5. В 2006 году в бюджет муниципального образования поступили следующие налоги (см. Таблица 1).

 

Таблица 1. Поступление налогов в бюджет муниципального образования в 2006 году.

Наименование налога

Сумма, тыс. руб.

Налог на прибыль

51 869

Налог на доходы физических лиц

16 124

Земельный налог

112 939

Налоги на имущество предприятий

35 192

Единый налог на вмененный доход

2 384

Прочие налоги и сборы

20 842

Итого налоговых доходов

239 350

 

Основные налоговые ставки в 2006 году и нормативы отчислений по этим налогам в бюджет муниципального образования были следующими (см. Таблица 2).

 

Таблица 2. Налоговые ставки и нормативы отчислений по ним в бюджет муниципального образования в 2006 году.

Наименование налога

Основная  ставка налога, %

Норматив отчислений в бюджет муниципального образования, %

Налог на прибыль (по ставке налога)

35

6,5

Налог на доходы физических лиц

13

32,8

Земельный налог

*

50

Налоги на имущество предприятий

2

50

Единый налог на вменённый доход

*

23

  • — ставка налога дифференцирована в зависимости от продукции.

Определить налоговые доходы муниципального образования в 2007 году при росте объёма производства на 4,3 %, годовом уровне инфляции в 12 %, а также с учётом того, что ставка налога на прибыль составит 2 %, ставка налога на доходы физических лиц снизится до 30 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить