Экономические дисциплины - Экономика

1. Цели и задачи дисциплины

Скачать с сервера

1.1.Цель преподавания дисциплины

Уяснение студентами  теоретических основ экономики и методологии.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Понимание экономических категорий, законов и явлений в их взаимосвязях. Умение анализировать экономическую действительность путем теоретических обобщений. Применение математического аппарата исследований, навыки моделирования и формализации эмпирических данных. Выработка умения выбирать оптимальные экономические решения. Способность оценки рациональности, перспективности, народнохозяйственной значимости новых технологий, а также возможных последствий при различных альтернативных вариантах поведения экономических субъектов.

1.3. Перечень дисциплин.

Перечень дисциплин, знание которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины.

Математика (алгебра,  тригонометрия,  математический  анализ, дифференциальное и интегральное исчисление). Информатика. Социология.

Английский язык. История. Политология. Культурология.

 

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Экономика» студент должен знать следующие основные положения:

- основную проблему любой экономической системы;

- потребности, блага, ресурсы;

- основные типы экономических систем;

- основные этапы развития экономической теории;

- понятие рыночной организации общества;

- роль государственного сектора в экономике;

- методы экономического анализа;

- проблему экономического выбора;

- альтернативные издержки;

- потребительские предпочтения и предельная полезность;

- функцию спроса, факторы спроса;

- индивидуальный и рыночный спрос;

- функцию предложения, факторы предложения;

- равновесие на рынке товара;

- выигрыши потребителей и производителей;

- методы государственного регулирования рыночного ценообразования;

- дефицит, излишек на рынке;

- функцию полезности потребителя, кардиналистский и ординалистский подходы к анализу полезности;

- эффект дохода и эффект замещения в поведении потребителя;

- эластичность спроса и предложения;

- производственную функцию;

- закон убывающей предельной производительности;

- принципы построения изокосты, изокванты;

- условие максимизации объема выпуска в условиях ограниченности ресурсов;

- путь развития производства, эффект масштаба;

- понятия: выручка предприятия, издержки, прибыль.

- понятия: экономической и бухгалтерской прибыли;

- понятия: краткосрочного и долгосрочного периода времени;

- поведение издержек производства в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов времени;

- принцип максимизации прибыли;

- краткосрочное и долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции;

- эффективность производства на рынке совершенной конкуренции;

- сущность и виды ценовой дискриминации монополиста;

- краткосрочное и долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции;

- модели поведения предприятий в условиях олигополии;

- основные инструменты государственной антимонопольной политики;

- основные особенности спроса на факторы производства;

- принципы выбора числа нанятых и ставки заработной платы на рынке труда в условиях различных структур рынка;

- элементы рынка труда, роль профсоюзов на рынке труда;

- сущность инвестиций;

- элементы рынка капитала;

- номинальная и реальная процентная ставка;

- дисконтирование и критерии эффективности инвестиций;

- особенности спроса и предложения на рынке земли,;

- рента абсолютная и дифференциальная;

- проблема  неравенства в обществе;

- внешние эффекты и общественные блага;

- корректирующее влияние государства для ликвидации провалов рынка в рамках общего равновесия;

- модель кругооборота доходов и продуктов в закрытой экономике;

- принцип равенства доходов и расходов в экономике Соотношение показателей в системе национальных счетов: показатели ВВП, ЧНП, НД, ЛД и РД;

- номинальный и реальный ВНП Понятие дефлятора, Инфлирование и дефлирование;

- индекс Ласпейреса (индекс потребительских цен), индекс Пааше (дефлятор ВНП), индекс Фишера и их соотношение. Индексы цен и измерение инфляции;

- макроэкономические взаимосвязи расходов и доходов, сбережений и инвестиций;

- совокупный спрос, его составляющие и факторы;

- совокупное предложение, кейнсианская и классическая модели;

- фазы экономического цикла;

- формы безработицы;

- сущность инфляции, ее виды;

- основные причины инфляции;

- варианты антиинфляционной политики;

- механизм установления макроэкономического равновесия;

- структуру совокупного потребления;

- структуру совокупного сбережения;

- связь чистых инвестиций и экономического роста;

- склонность к потреблению, склонность к сбережению;

- механизм действия эффекта мультипликатора;

- парадокс бережливости;

- варианты бюджетно-налоговой  политики;

- сущность бюджетной политики,

- дефицит и профицит государственного бюджета;

- сущность денег, их функции;

- спрос, предложение, равновесие на денежном рынке;

- денежный мультипликатор;

- взаимосвязь товарного и денежного рынков, модель IS-LM;

- структуру банковской системы;

- роль центрального банка в экономике;

- инструменты денежно-кредитной политики;

- факторы экономического роста;

- понятие мировой экономики;

- сущность международного разделения труда;

- возможные сочетания либерализма и протекционизма во внешнеэкономической политике;

- понятия открытой и закрытой экономики;

- основные черты мировой торговли;

- классические теории международной торговли;

- выигрыш от внешней торговли;

- понятие платежного баланса;

- сущность мировой валютной системы;

- понятие валютного курса;

- понятие и сущность переходного периода;

- особенности переходной экономики России;

- функции государства в переходной экономике, направления и средства государственного регулирования;

- формы собственности;

- необходимость  трансформации собственности в условиях переходной экономики;

- варианты приватизации;

- сущность предпринимательства, цели и мотивы;

- понятие государственного сектора экономики в переходной экономике;

- особенности теневой экономики в переходный период;

- проблему монополизма в переходной экономике;

- особенности антимонопольной политики в переходной экономике;

- особенности рынка труда в условиях переходной экономики, занятость и безработица;

- проблему дифференциация доходов в переходной экономике;

- принципы социальной политики в переходной экономике;

- структурные сдвиги в экономике;

- условия и факторы интеграции российской экономики в мировую.

 

Студент должен уметь:

- рассчитывать альтернативные издержки при выборе варианта в условиях ограниченности ресурсов;

- по данным о функции спроса и предложения определять параметры равновесия, влияние государственного воздействия на рынок, выигрыши (излишки) покупателей и продавцов;

- рассчитывать налоговое бремя на продавцов и покупателей, мертвые (чистые) потери общественного благосостояния от налогов;

- определять выбор покупателя, максимизирующий общую полезность по данным о функции полезности, номинальном доходе и ценах товаров;

- выводить функцию индивидуального спроса, зная функцию полезности покупателя;

- определять технологию, позволяющую минимизировать затраты (комбинацию ресурсов) по данным о производственной функции, выпуске и ценах ресурсов;

- выводить функцию общих затрат в долгосрочном периоде по данным о производственной функции;

- по данным о затратах фирмы на рынке совершенной конкуренции определять индивидуальное и рыночное предложение, параметры рыночного равновесия;

- определять оптимальные цены на разных рынках (разных сегментах рынка) в случае осуществления монополистом ценовой дискриминации показывать влияние ценовой дискриминации на прибыль монополиста и общественное благосостояние;

- различать краткосрочное и долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции по данным о спросе на товар фирмы (остаточном спросе) и функции затрат продавца;

- сравнивать параметры равновесия на рынках совершенной конкуренции и чистой монополии на основе данных о затратах фирм, определить мертвые (чистые) потери общества от монопольной власти;

- определять функции реакции фирм, взаимодействующих по Курно на рынке олигополии (дуополии) и параметры рыночного равновесия;

- определять оптимальный объем продаж картеля и пропорции распределения рынка между участниками картеля;

- определять спрос на товар фирмы в краткосрочном периоде по данным о производственной функции и цене готовой продукции;

- определять спрос на труд фирмы, обладающей монопольной властью на рынке готовой продукции;

- использовать метод дисконтирования при распределении денежных потоков во времени;

- рассчитывать основные критерии эффективности инвестиций: чистую текущую ценность, внутреннюю норму доходности и срок окупаемости инвестиционного проекта, знать соотношение между этими показателями;

- уметь применять полученные знания для решения конкретных задач по макроэкономике;

- уметь рассчитывать показатели ВВП, ЧНП, НД, ЛД и РД;

- уметь рассчитывать индексы цен;

- использовать индекс дефлятор для расчета реальных макроэкономических показателей;

- использовать модель AD-AS в экономическом анализе;

- объяснить переход от краткосрочного к долгосрочному равновесию, используя модель AD-AS;

- обосновать динамику основных макроэкономических показателей на каждой стадии экономического цикла;

- рассчитывать уровень безработицы;

- различать понятия естественной и циклической безработицы;

- рассчитывать уровень инфляции;

- отличать инфляцию спроса от инфляции издержек;

- обосновывать антиинфляционную политику с позиции различных экономических школ;

- анализировать макроэкономическое равновесие с использованием кейнсианского креста;

- рассчитывать мультипликатор автономных расходов;

- различать варианты бюджетно-налоговой политики;

- рассчитывать денежный мультипликатор;

- обосновывать взаимосвязь товарного и денежного рынков с использованием модели  IS-LM;

- обосновывать применение инструментов кредитно-денежной политики в конкретных практических ситуациях;

- анализировать факторы экономического роста;

- обосновывать целесообразность международного разделения труда;

- оценивать уровень участия страны в мировой экономике;

- обосновывать влияние изменения курса национальной валюты на возможности экспорта;

- анализировать условия переходной экономики России;

- обосновывать направления государственного регулирования в условиях переходной экономики России;

- формулировать направления структурной перестройки в условиях переходной экономики;

- формулировать основные элементы социальной политики государства в условиях переходной экономики.

 

В результате изучения дисциплины «Экономика» студент должен иметь навыки:

-         работы с моделями макро- и микроэкономического равновесия;

-         анализа оптимальных состояний эффективности поведения предприятия на рынке;

-         работы со статистическими материалами (с учетом инфляции);

-         инфлирования и дефлирования макроэкономических показателей.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить