Экономические дисциплины - Бизнес планирование

Скачать с сервера

1. Цели и задачи дисциплины.
Бизнес-планирование – экономическая дисциплина, изучающая процесс планирования хозяйственной деятельности фирмы в соответствии с внешними и внутренними  условиями и стратегией ее развития.
Цель изучения «Бизнес-планирования» как учебной дисциплины состоит в изучении студентами набора средств подготовки и анализа бизнес-плана предприятия, получении теоретических знаний и практических навыков, необходимых для использования методов и  инструментов бизнес-планирования.

Задачи изучения дисциплины:

-       приобретение системного представления о бизнес-планировании как науке;

-       изучение теории бизнес-планирования;

-       получение системного представления о методах и инструментах бизнес-планирования;

-       приобретение навыков обоснования плановых решений по отдельным направлениям бизнес-планирования;

-         изучение специфики бизнес-планирования в условиях России.

 

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины «Бизнес-планирование» студент должен знать:

-нормативную базу бизнес-планирования;

-систему методов и инструментов бизнес-планирования;

-методы исследования рынка;

-методы определения стратегических зон хозяйствования;

-методы продвижения продукции на рынок;

-методы формирования ценовой политики предприятия;

-методику формирования плана производства предприятия;

-методику разработки финансового плана предприятия;

-методику инвестиционного планирования;

-методы формирования финансовой стратегии предприятия.

В результате изучения дисциплины «Бизнес-планирование» студент должен уметь:

-применять методы исследования рынка с целью формирования маркетинговой политики предприятия;

-анализировать сильные и слабые стороны предприятия, его конкурентные преимущества;

-использовать эффективные методы продвижения продукции предприятия на рынок;

-использовать основные методы ценообразования;

-анализировать и осуществлять основные расчеты плана производства;

-анализировать и осуществлять основные расчеты финансового плана предприятия;

-анализировать и осуществлять основные расчеты оценки эффективности инвестиционных планов и программ.

В результате изучения дисциплины «Бизнес-планирование» студент должен иметь навыки:

-работы с отчетностью организаций;

-работы с нормативной документацией и методиками по основным направлениям бизнес-планирования.

 

3.Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов

4-й семестр

Общая трудоемкость дисциплины

70

70

Аудиторные занятия

34

34

Лекции

34

34

Практические занятия (ПЗ), семинары (С) и контрольные задания (КЗ)

нет

нет

Лабораторные работы (ЛР) и деловые игры (ДИ)

нет

нет

Другие виды аудиторных занятий

Нет

нет

Самостоятельная работа

33

33

Курсовой проект (работа).

нет

нет

Расчетно-графические работы

нет

нет

Реферат

нет

нет

и (или) другие виды самостоятельной работы

нет

Индивидуальные занятия

3

3

Вид контроля

Зачет

Зачет

 

 

 

 

4.Содержание дисциплины.

4.1.Тематический план, аудиторные часы

 

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

 

1.

Бизнес-планирование на предприятии

2

2.

Исследование и анализ рынка сбыта

4

3.

Конкуренция и конкурентные преимущества предприятия

4

4.

План маркетинга

6

5.

План производства и организационный план

6

6.

Финансовый план предприятия

4

7.

Формирование финансовой стратегии и инвестиционные расчеты

4

8.

Особенности различных видов бизнес-планов

4

 

ИТОГО

34

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

Тема1. Бизнес-планирование на предприятии .

Цель и основные задачи дисциплины. Программа и организация изучения дисциплины. Литература.

Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования. Назначение бизнес-планов. Структура и последовательность разработки бизнес-плана. Организация процесса бизнес-планирования. Компьютерные технологии разработки бизнес-планов.

 

Тема 2. Исследование и анализ рынка сбыта.

Формирование стратегии развития предприятия Методология исследования рынка сбыта. Классификация рынков. Оценка конъюнктуры рынка. Выбор стратегических зон хозяйствования. Позиционирование рынка. Прогнозирование объемов продаж.

 

Тема 3. Конкуренция и конкурентные преимущества предприятия.

Анализ сильных и слабых сторон предприятия. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия. Анализ конкурентных преимуществ предприятия.

 

 

Тема 4. План маркетинга.

Стратегия маркетинга. Типы маркетинга в зависимости от характера спроса.

Товарная политика фирмы. Ассортиментная политика фирмы. Разработка и внедрение новой продукции. Рыночная атрибутика товара.

Ценовая политика фирмы. Ценовая стратегия предприятия. Выбор метода ценообразования. Ценовая тактика предприятия. Рыночное страхование цен.

Сбытовая политика предприятия. Каналы распространения товара. Система товародвижения.

Коммуникативная политика предприятия. Фирменный стиль. Стратегии коммуникативной политики. Структура комплекса маркетинговых коммуникаций. Инструменты комплекса маркетинговых коммуникаций.

Бюджет маркетинга.

 

Тема 5. План производства и организационный план.

Технология производства. Контроль производственного процесса. Система охраны окружающей среды.

Производственная программа. Производственные мощности и их развитие.

Определение потребности в ресурсах. Потребность в долгосрочных ресурсах. Потребность в оборотных средствах. Потребность в персонале.

Прогноз затрат. Разработка сметы затрат. Разработка калькуляции себестоимости.

Организационная структура предприятия. Управленческий персонал.

Кадровая политика фирмы.

 

Тема 6. Финансовый план предприятия.

Финансовая отчетность предприятия. Анализ финансово-экономического состояния предприятия.

Планирование основных финансовых показателей. Прогноз прибылей и убытков. Прогноз налоговых платежей. Прогноз движения денежных средств.

Финансовая оценка проектов. Оценка безубыточности работы предприятия. Оценка запаса финансовой прочности.  Разработка прогнозного баланса.

 

Тема 7. Формирование финансовой стратегии и инвестиционные расчеты.

Определение потребности в инвестициях и источников их финансирования.

Оценка эффективности проекта. Методы оценки коммерческой эффективности. Оценка социально-экономической эффективности. Оценка бюджетной эффективности.

 

Тема 8. Особенности различных видов бизнес-планов.

Содержание бизнес-плана финансового оздоровления предприятия. Финансовый анализ в плане финансового оздоровления. Рынок и конкуренция. Деятельность в сфере маркетинга. Производственный план. Финансовый план.

Мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия. Мероприятия по экономии текущих затрат предприятия. Управление запасами предприятия. Управление коммунальными затратами. Реструктуризация кредиторской задолженности. Отсрочки и рассрочки. Зачет взаимных платежных требований. Переоформление задолженности в качестве займа. Перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные. Погашение задолженности путем передачи кредитору имущества должника. Обмен задолженности на акции.

Содержание бизнес-плана инвестиционного проекта. Правила принятия инвестиционных решений.  Критерии оценки инвестиций. Методология оценки инвестиций. Правила экономической оценки инвестиционных проектов.

Разработка инвестиционных проектов. Содержание инвестиционного проекта. Технико-экономическое обоснование. Экспертиза. Планирование осуществления проекта. Определение долговечности проекта.

 

 

 

 

 

 

5.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1.Рекомендуемая литература

Nп/п

Наименование

Наличие в библиотеке РГРТА, экз

Основная литература

1

Черняк В.З. Бизнес-планирование: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 470 с.

2

Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика / Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.

3

Деловое планирование (Методы, Организация, Современная практика): Учеб. пособие / Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 368 с.

4

Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование: шаг за шагом. – СПб.: Питер, 2006. – 448 с.

5

Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 248 с.

Дополнительная литература

6

Терехин В.И. и др. Финансовое управление фирмой. Настольная книга менеджера. М.: Экономика, 1998, 350 стр.

40

7

Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1. – К.: Ника-Центр, 1999.- 595 с.

8

Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2. – К.: Ника-Центр, 1999.- 512 с.

9

Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ под ред. Е.С. Стояновой. М.: Перспектива, 1996. -  405 с.

20

10

Практикум по финансовому менеджменту. Учебно-деловые ситуации, задачи и решения. /Под. ред. Е.С. Стояновой. М.: «Перспектива», 1997.-140 с.

11

Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом.Выбор инвестиций. Анализ отчетности. –М.: Финансы и статистика, 1995. – 432 с..

12

Ковалев В.В. Сборник задач по финансовому анализу: Учебн. Пособие. –М.: Финансы и статистика, 1997. –128 с.

13

Ефимова О.В. Финансовый анализ.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2002. – 528 с.

14

Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 432 с.

15

Белов А.М., Добрин Г.Н., Карлик А.Е. Экономика организации (предприятия): Практикум / Под общ. Ред. Проф. А.Е. Карлика. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 272 с.

16

Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей. Перевод с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 368 с.

17

Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент, Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 576 с.

18

Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний: Учебное пособие для вузов/ И.И. Мазур, В.Д. Шапиро: Под общ. ред. И.И. Мазура. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. – 456с.

 

5.2.Средства обеспечения освоения программы.

1.Компъютерные программы  финансового анализа «Арбалет».

2.Компъютерная программа инвестиционного проектирования Project-Expert (6-я версия).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить