Экономические дисциплины - Экономическая теория

Конспект лекций

Скачать с сервера полностью (101 страница)

Тема 1. Введение в экономическую теорию

 

Экономика может рассматриваться в нескольких аспектах: как экономическая практика, теория и политика. Как хозяйственная практика, экономика представляет собой экономическую жизнь субъектов (индивидов, семей, фирм, регионов, государства, мирового хозяйства); а также систему экономических отношений.

Экономические отношения делятся на социально-экономические и организационно-экономические. Социально-экономические включают в себя отношения воспроизводства: производства, обмена, распределения, потребления; отношения по уровням (между субъектами); отношения присвоения (собственности).

Организационно-экономические отношения — это отношения между производителями, обусловленные характером организации производства, технологическими особенностями того или иного производства. К ним можно от­нести отношения между начальником и подчиненным, кооперационные связи внутри производства.

Как наука, экономика может быть представлена комплексом наук: фундаментальными, общеэкономическими (политэкономия и экомомикс); функциональными или специальными (например, маркетинг, менеджмент…); отраслевыми (например, экономика промышленности, сельского хозяйства…); межпредметными экономическими науками.

Предметом изучения экономической теории выступает система социально-экономических отношений, направленная на наиболее полное удовлетворение разнообразных потребностей субъектов на основе эффективного (рационального) использования редких ресурсов в условиях выбора.

Экономическая теория изучается на микро- и макроуровнях. Поведение экономических субъектов на уровне индивидов и фирм рассматривается микроэкономикой, а государства и мирового хозяйства – макроэкономикой.

Экономическая теория выполняет следующие функции: познавательную, практическую, методологическую, прогностическую, идеолого-политическую.

Экономическая теория изучается при помощи системы методов. Они включают  несколько составляющих: формально-логические методы познания;

методы диалектической логики;  систем­ные методы познания и т.д.

Формально-логические методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, абстрагирование, построе­ние гипотез) позволяют рассмотреть экономические явления и процессы со стороны их структуры и формы. Методы диалектической логики дают возможность исследователю проанализировать динамику явлений и процессов, понять причины их развития и все многообразие экономических противоречий. К системным методам познания прежде всего можно отнести математические и статистические методы анализа экономики, экономико-математическое моделирование.

Теорию рационального натурального производства – экономию в  древневосточных и античных обществах разрабатывали: Кон­фуций -- в  Китае, Ксенофонт и Аристотель -- в Древней Греции, Катон, Варрон, Колумелла, Плиний Старший -- в Древнем Риме.

Возникновение индустриальной экономики ознаменовало начало второго этапа – зарождения и развитие политической экономии. Ее первые представители-меркантилисты (А. Серра, Т. Ман) анализировали торговлю и денежное обращение. Физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго) дали анализ воспроизводства в сельском хозяйстве. В рамках классической политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо,

Ж. Сисмонди) зародилась трудовая теория стоимости и теория свободного рынка. Критический анализ капиталистического общества был дан К. Марксом и  Ф. Энгельсом. Со второй половины XIX в. на смену политической экономии постепенно приходит экономикс как наука о рациональном использовании ог­раниченных ресурсов. Ее основоположники (А. Маршалл, У. Джевонс, Э. Бем-Баверк, Й. Шумпетер) создали теорию спроса и предложения, заложили основы современной микроэкономики. Дж. М. Кейнс и его последователи перешли к анализу макроэкономических проблем рынка и обосновали необходимость ре­гулирующей роли государства. Монетаристы (М. Фридмен и др.) показали по­рочность чрезмерного вмешательства государства в экономику и важность кон­троля над денежной массой. Представители институционализма (Т. Веблен) и теории общественного выбора (Дж. Бьюкенен) обратили внимание на общест­венные аспекты развития экономики. Подробно развитие экономической тео­рии изучается в разделе «История экономических учений».

Экономический выбор общества

Экономика призвана удовлетворять экономические потребности людей. Под экономической потребностью понимается нужда человека в каком-либо благе. Благо является средством удовлетворения потребности  человека. Существующие классификации благ  по различным  критериям  представлены в табл. 1.1.

Проблема экономического выбора вытекает из двух обстоятельств.

1. Все экономические потребности безграничны. Безграничность потребностей состоит в их количественном росте, качественном изменении, появлении новых потребностей, которые сменяют старые. Этот процесс можно обозначить как закон возвышения потребностей.

2. Все экономические ресурсы (факторы производства) ограничены. Ресурсы можно разделить на вещественные и людские. К вещественным ресурсам относятся земля как источник всех естественных ресурсов и физический капитал как совокупность всех средств труда (оборудование, инструменты, производственная инфрастуктура, сбытовая сеть и т.п.). К людским ресурсам относятся рабочая сила (труд) как совокупность всех трудовых способностей и предпринимательские способности как особое умение организовать производство, оптимально соединить все остальные ресурсы.

Ограниченность ресурсов носит относительный характер. Все, что кажется избытком ресурсов (необрабатываемые земли, неиспользуемые месторождения, безработные люди, незагруженные производственные мощности), на самом деле не представляет из себя действительные ресурсы. С другой стороны, между предпринимателями идет ожесточенная конкуренция за доступ к лучшим категориям ресурсов -- лучшим землям, месторождениям, технологиям, специалистам, которых всегда не хватает.

Сущность проблемы выбора состоит в том, что все потребности общества не могут быть полностью удовлетворены с помощью имеющихся ограниченных ресурсов. Приходится делать выбор: рост производства одних благ ведет к сокращению производства других благ. Данная проблема наглядно иллюстрируется с помощью модели кривой производственных возможностей. Для этого делаются четыре упрощения.

  1. Все ресурсы неизменны по количеству и качеству.
  2. Все ресурсы используются полностью.
  3. Все технологии производства неизменны.
  4. Все общественное производство представлено двумя товарами (товарными группами).

Иллюстрационный числовой материал для модели кривой производственных возможностей  задан в таблице 1.2.

Наращивание производства товара Y ведет к падению выпуска товара X, причем ускоряющимися темпами. В экономике действует закон возрастающих издержек отвергнутых (упущенных) возможностей.

 

Таблица 1.1

Классификация видов благ

№ п/п

Критерий классификации

 

Виды благ

 

Характеристика

1

 

Натуральная форма

1. Вещественные

Выступают в вещественной форме (автомобили, одежда)

2. Невещественные

Выступают в виде услуг, полезных эффектов (транспортные ус­луги, информация)

2

 

Назначение

1. Потребительские

Идут в конечное потребление (продукты, бытовая техника)

2. Промежуточные

Являются ресурсом для дальнейшего производства (оборудование, сырье)

3

 

Зависимость в потреблении

1. Взаимодополня-емые

Потребляются вместе (автомобили и бензин)

2. Взаимозаменяемые

Заменяют друг друга (картофель и макароны)

4

 

Степень полезности

1. Первичные

Удовлетворяют первичные по­требности (продукты, одежда)

2. Вторичные

Удовлетворяют вторичные потребности (предметы роскоши, редкие фрукты)

5

Срок потребления

1. Краткосрочные

Потребляются сразу (продукты, лекарства)

2. Долгосрочные

Потребляются постепенно, за ряд циклов (одежда, мебель)

6

 

Характер потребления

1. Частные

Потребляются индивидуально (продукты, предметы обихода)

2. Общественные

Потребляются совместно (услуги управления, правопорядка)

7

 

Доступ к получению

1. Рыночные

Оплачиваются потребителем

2. Нерыночные

Предоставляются бесплатно (гуманитарная помощь)

 

Его действие объясняется тем, что ресурсы в обществе качественно неоднородны и каждый раз в производство товара Y будут вовлекаться все менее  производительные ресурсы во все большем количестве. Только это обеспечит равномерное наращивание производства товара Y. Производство же товара Х будет падать ускоряющимися темпами, теряя все больше ресурсов. Эти потери называются издержками отвергнутых (упущенных) возможностей. Издержки отвергнутых возможностей -- это то количество товара (X), от которого следует отказаться, чтобы произвести дополнительное количество другого товара (Y).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить