Экономические дисциплины - Экология и экономика природопользования

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Скачать с сервера

1. Введение в экологию и экономику природопользования.

1.1. Экология: предмет, методы, современная экологическая обстановка.

1.2. Экономика природопользования: предмет, методы, принципы, проблемы.

1.3. Природные условия и природные ресурсы. Классификация природных ресурсов.

Экология – наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе. Термин ввел Э. Геккель в 1886 г.

Методы экологии:

  • системный подход в сочетании с натуральными наблюдениями, экспериментом и моделированием;
  • методы регистрации и оценки состояния среды, включая мониторинг;
  • методы количественного учета организмов;
  • методы математического моделирования и др.

 

Изучение значения, роли и места экологического фактора в экономике является предметом экономики природопользования. Иными словами экономика природопользования рассматривает экономические аспекты рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.

К основным задачам экономики природопользования относят:

  • определение экономического ущерба, наносимого народному хозяйству в результате нерационального природопользования, и величины затрат, необходимых для ликвидации его последствий;
  • оценка абсолютной и относительной эффективности вариантов природоохранной деятельности и использования природных ресурсов;

разработка экономических методов управления природоохранной деятельностью и материального стимулирования охраны окружающей среды.

Окружающая среда выполняет три функции:

  • обеспечение природными ресурсами;
  • ассимиляция отходов и загрязнений;
  • обеспечение людей природными услугами, такими как рекреация, эстетическое удовольствие и т.д.

Эти три функции могут быть также представлены как компоненты одной генеральной функции природной окружающей среды – функции жизнеобеспечения.

Природные ресурсы – это природные объекты и явления, которые используются человеком для потребления, способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству трудовых ресурсов, поддержанию условий существования человечества и повышающие качество жизни.

К природным ресурсам относятся солнечный свет, вода, воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые и все остальное, что не создано человеком, но без чего он не может существовать ни как живое существо, ни как производитель.

Природные ресурсы используются как:

  • непосредственные предметы потребления (питьевая вода, кислород воздуха, дикорастущие, съедобные и лекарственные растения, рыба и др.);
  • средства труда, с помощью которых осуществляется общественное производство (земля, водные пути и т.д.);
  • предметы труда, из которых производятся все изделия (минералы, древесина и т.д.);
    • источники энергии (гидроэнергия, запасы горючих ископаемых, энергия ветра и т.д.).

Кроме того, природные ресурсы используются для отдыха, оздоровления и других целей. Вся жизнь и деятельность человека, территориальное расселение и размещение производительных сил зависят от количества, качества и местоположения природных ресурсов.

Какова же обеспеченность важнейшими из них, надолго ли их хватит? Точно и однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Все попытки составления такого рода прогнозов оканчивались в большинстве случаев неудачей. По некоторым расчетам, произведенным в середине нашего века, к его концу должны были быть исчерпаны запасы таких важнейших минералов, как свинец, цинк, олово, фтор и др. Как мы видим, этого не произошло, поэтому будем надеяться, что окажутся ошибочными и расчеты, предсказывающие полное исчерпание запасов всех металлов до 2500 г., а некоторых важнейших из них (например, железа), в течение ближайшего столетия. Однако в любом случае запасы эти ограничены и требуют разумного обращения. Неопределенность в оценках количества природных ресурсов связана с тем, что:

  • постоянно идет разведка и открытие новых месторождений полезных ископаемых, все шире используются биологические и минеральные богатства морей и океанов;
  • совершенствуется технология добычи и переработки природных ресурсов, благодаря чему замедляются темпы роста их потребления, по сравнению с темпами роста процесса производства продукции;
  • вовлекаются в процесс производства ранее не использовавшиеся природные ресурсы (например, нефть и алюминий применяются только около 200 лет, ядерное топливо – около 50 лет и т.д.).

В основу классификации природных ресурсов могут быть положены различные признаки:

  • по их использованию природные ресурсы подразделяются на производственные (сельскохозяйственные и промышленные), здравоохранительные (рекреационные), эстетические, научные и др.;
  • по их принадлежности к тем или иным компонентам природы – на земельные, водные, минеральные, животного и растительного мира и др.;
  • по их заменимости – на заменимые (например, топливно-минеральные энергетические ресурсы можно заменить ветровой, солнечной энергией) и незаменимые (кислород воздуха для дыхания или пресную воду для питья заменить нечем);
    • по исчерпаемости – на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Деление по признаку использования весьма условно, поскольку один и тот же ресурс, например вода в озере, может быть использован как для промышленных, сельскохозяйственных и рыбоводческих нужд, так и для рекреационных целей или иметь большую эстетическую ценность. При этом часто действует правило интегрального ресурса, согласно которому использование его в одних целях затрудняет или исключает использование в других. Если в озеро спускаются отходы промышленного производства, даже более или менее очищенные, то это затрудняет использование его в целях рыбоводства и оздоровления населения. Поэтому необходимо по каждому конкретному ресурсу решать, какой из видов его использования даст наибольшую пользу для населения и народного хозяйства.

Большой интерес для науки и практики представляет деление природных ресурсов по признаку исчерпаемости. Понятие «неисчерпаемость» хотя и общепринято, но не совсем верно. Так как Земля конечна во времени и в пространстве и даже Солнце когда-нибудь прекратит свое существование, то любой природный ресурс исчерпаем. Но по сравнению с нашими потребностями и сроками существования можно от этого отвлечься и не принимать во внимание.

К неисчерпаемым ресурсам можно условно отнести солнечный свет, атмосферный воздух, воду, энергию ветра, энергию падающей воды и т.д. Однако нас интересует не только количество, но и качество этих ресурсов: например, не вода вообще, а вода, пригодная для питья; не воздух вообще, а воздух, пригодный для дыхания, и т.д. Таким образом, часть даже количественно неисчерпаемых ресурсов может стать непригодной для использования ввиду изменения своего качества под воздействием человеческой деятельности.

Исчерпаемые ресурсы делятся на невозобновимые, относительно возобновимые и возобновимые.

 

  • невозобновимые ресурсы – это ресурсы, которые совершенно не восстанавливаются или восстанавливаются во много раз медленнее, чем используются человеком. К ним относятся полезные ископаемые, находящиеся в недрах земли, в том числе уголь, нефть, сланцы, природный газ. Использование этих ресурсов приводит к их исчерпанию.
    • относительно возобновимые ресурсы – это ресурсы, которые обладают способностью к самовосстановлению, но процесс этот происходит в течение многих десятилетий и даже столетий, например, почва и лесные ресурсы.
    • возобновимые ресурсы – это ресурсы, способные к восстановлению через размножение или другие природные циклы (например, выпадение в осадок) за сроки, соизмеримые со сроками их потребления. К ним относятся растительность, животный мир и некоторые минеральные ресурсы, осаждающиеся на дно озер и морских лагун;

По экономическому значению полезные ископаемые делятся на балансовые, эксплуатация которых целесообразна в данный момент и забалансовые, эксплуатация которых нецелесообразна из-за низкого содержания полезного вещества, большой глубины залегания, особенных условий работы и т.д., но которые в перспективе могут разрабатываться.

Природные ресурсы играют исключительно важную роль в жизнедеятельности человека, а изменения в их состоянии в процессе использования прямо или косвенно затрагивают интересы как ныне живущего, так и будущих поколений людей. Основные виды природных ресурсов: вода, атмосфера, леса, земля, природное сырье, ископаемое топливо.

2. Учение о биосфере.

2.1. Биосфера и биохимические принципы Вернадского.

2.2. Экосистемы и экологические факторы.

2.3. Экологическая устойчивость и факторы ее определяющие.

2.4. Биохимические круговороты веществ в природе.

2.5. Закономерности действия абиотических факторов.

2.6. Закономерности действия биотических факторов.

2.7. Роль человека в эволюции биосферы.

2.8. Глобальные экологические проблемы. Региональные экологические проблемы.

История взаимодействия общества и природы показывает, что человечество чаще всего развивало свою экономику за счет хищнического использования природных ресурсов. Стихийное развитие производительных сил уже в древних обществах наносило невосполнимый ущерб природе. Однако, в древности антропогенные воздействия на окружающую среду все же были относительно незначительны, они не могли привести к радикальным экологическим изменениям в природе. И только двадцатый век с его колоссальным развитием производительных сил стал критической точкой отсчета, начиная с которой судьба человечества стала зависеть от характера взаимодействия природы и общества.

Одним из первых осознал эту новую реальность наш великий соотечественник академик В.И. Вернадский (1863–1945), создавший учение о биосфере.

 

Понятие «биосфера» вошло в систему знаний о Земле сравнительно недавно – в начале нашего столетия, когда в 1926 г. вышла в свет книга В.И. Вернадского «Биосфера». До этого времени термин «биосфера» хотя и использовался в работах австрийского геолога Э. Зюсса, но не привился в науке сколько-нибудь прочно в силу недостаточной определенности его содержания.

В.И. Вернадский впервые на богатом фактическом материале не только раскрыл содержание понятия «биосфера», но и показал, насколько это понятие важно для понимания сущности практически всех явлений, происходящих на поверхности Земли.

Биосфера – это целостная геологическая оболочка Земли, заселенная жизнью и качественно преобразованная ею в направлении формирования и повышения жизнепригодных свойств. Организмы не просто живут на поверхности планеты, как в некоем обиталище, а теснейшим образом материально и энергетически связаны со средой обитания, являясь, таким образом, огромной геологической силой.

 

Деятельность живых организмов объединяет все геосферы Земли (атмосферу, литосферу и гидросферу) в единую целостную систему, связанную обменом веществ и энергии. В результате обменных процессов изменяются не только сами организмы, но и окружающая их абиотическая (т.е. небиологическая) среда. Горные породы, воздух, вся поверхность суши под воздействием организмов приобретают новые свойства. Это значит, что меняется химический состав компонентов неживой природы, становится иной динамика протекающих в них физических и химических процессов, появляются новые закономерности взаимодействия и развития тел неживой природы, что в свою очередь обусловливает новые изменения во всей совокупности населяющих ее организмов.

Абиотические факторы биосферы (реки, озера, моря, океаны, ледники, снежники, воздушные массы, различные формы рельефа и т.д.) сложились задолго до появления жизни и по мере возникновения и развития органическом мира оказались вовлеченными в биологическую миграцию вещества, которая стала определяющей во всей совокупности изменений на земной поверхности.

Многочисленные исследования показали, что в формировании большинства материалов поверхности нашей планеты – фосфатов, карбонатов, кремнистых, галоидных, сернокислых и других пород – либо непосредственно, либо косвенно участвовали живые организмы.

Еще более заметно воздействие живого вещества на состояние атмосферы. Современный состав атмосферы создан и поддерживается в основном жизнедеятельностью живых организмов, а от состава атмосферы зависит взаимодействие земной поверхности с космическими факторами.

Несчетное количество живых организмов населяет водную сферу и почву планеты, насыщая их продуктами своей жизнедеятельности, концентрируя в составе своих тел вещества, рассеянные в среде, и качественно меняя их состав. Причем, качественное преобразование абиотической среды под воздействием на нее живых организмов происходит в направлении, благоприятном для дальнейшего развития жизни. Можно говорить о существовании положительных обратных связей в системе взаимодействия между живой и неживой природой.

 

В учении Вернадского о биосфере проведено подразделение вещества биосферы на несколько разных, но геологически взаимосвязанных, типов:

  • живое вещество, образованное совокупностью организмов;
  • биогенное вещество, которое создается и перерабатывается в процессе жизнедеятельности организмов (газы атмосферы, нефть, каменный уголь, известняки и др.);
  • косное вещество, которое образуется без участия живых организмов (продукты тектонической деятельности, метеориты);
  • биокосное вещество, образующееся в результате совместной деятельности организмов и абиогенных процессов (почва, водная среда).

 

Живое вещество представляет собой совокупность всех живых организмов, существующих на Земле в данный момент и образующих ее биомассу, которая равна примерно 2423,2 млрд. т сухого вещества. Биомасса растений суши составляет около 97%, животных и микроорганизмов – около 3%.

Живое вещество составляет лишь 0,25% всего вещества биосферы, однако играет ведущую роль в биогеохимических процессах благодаря совершающемуся в живых организмах обмену веществ. Деятельностью живых организмов обусловлены химический состав атмосферы и гидросферы, формирование почвенного покрова литосферы.

Живое вещество является наиболее мощным и активным в геологическом отношении веществом нашей планеты, способным совершать грандиозную по масштабам и последствиям геохимическую работу, заключающуюся в таких его функциях:

  • энергетическая функция, проявляющаяся в усвоении живым веществом солнечной энергии и передаче ее по трофической (пищевой) цепи;
  • газовая функция, благодаря которой сформировался современный состав атмосферы, заключающаяся в поглощении и выделении кислорода, углекислого газа и некоторых других газообразных соединений (метан, сероводород);
  • концентрационная функция, проявляющаяся в извлечении и избирательном накоплении живыми организмами химических элементов окружающей среды (азот, фосфор, кремний, кальций, магний), благодаря которому произошло образование залежей полезных ископаемых (известняк, торф, туф, каменный уголь);
  • окислительно-восстановительная функция, проявляющаяся в окислительно-восстановительных реакциях, лежащих в основе любого вида биологического обмена веществ, например, восстановление диоксида углерода до углеводов в процессе фотосинтеза и окисление их до диоксида углерода при дыхании;
    • деструкционная функция, в результате которой происходит разрушение отмершего органического вещества до минеральных соединений.

Согласно учению Вернадского о биосфере, живое и неживое вещество биосферы связаны между собой биогеохимическими циклами – процессами обмена веществом и энергией между компонентами биосферы, носящими циклический характер и обусловленными жизнедеятельностью живых организмов, поглощающих из внешней среды одни вещества и выделяющих в нее другие.

Таким образом, в свете учения о биосфере становится возможным не только понять динамику вещественно-энергетических процессов на земной поверхности, но и правильно выделить во всей сложной совокупности ее явлений и факторов наиболее важный, определяющий – живое вещество планеты.

Причем, чем выше уровень организации живых тел, тем интенсивнее и глубже характер их воздействия на среду обитания. По мнению В.И. Вернадского, хотя масса живого вещества в конкретных условиях существования всегда сбалансирована с абиотической средой, в целом организмы продолжают наступать на неживую природу, отвоевывая новые места обитания и расширяя тем самым границы биосферы. Прогрессивно накапливается также масса органического вещества не только живущих организмов, но и захороненных, постепенно минерализующихся остатков живых организмов. Подсчитано, например, что даже в середине палеозоя масса органического вещества составляла лишь 0,00001–0,000001 современной биомассы. Процессы накопления и преобразования органического вещества составляют важнейшую черту биосферы, учет которой исключительно важен для понимания существа происходящих в ней изменений.

Обменные процессы, идущие в биосфере между живой и неживой природой, отличаются исключительной интенсивностью, масштабностью и носят глобальный характер. По сути дела все вещество неживой природы в пределах биосферы принимает в них участие, так или иначе проходя через тела организмов, населяющих ее. Поэтому роль организмов в перемещении и перераспределении вещества по земной поверхности очень велика. Она вполне сопоставима с геологическими факторами, а по некоторым параметрам даже превосходит их. Некоторое представление о геологической роли живого вещества дают, например, такие факты. В живом веществе в непрерывном круговороте находится не менее 1012–1013 т кальция, что составляет заметную часть всего кальция земной коры около 7×1017 т, а что касается азота, то главная масса азотных соединений на Земле находится в виде тел живого вещества. Живое вещество в течение года перемещает массу газов, которая в несколько раз превосходит вес всей атмосферы. Такого важного для построения живого тела элемента, как углерод, через организмы перемещается в течение 13 лет в 10 раз больше, чем его содержится во всей земной коре.

Концепция биосферы позволила свести все многообразие живых форм на планете к системному единству во взаимодействии живой и неживой природы. При таком подходе лучше стала заметна планетарная роль живых организмов, деятельностью которых совершается качественное преобразование земной поверхности в направлении возникновения и возрастания свойств ее жизнепригодности (появление и поддержание свободного кислорода в атмосфере, формирование свойства плодородия почвы и наружных вод планеты, формирование озонового экрана в верхних слоях атмосферы и т.д.).

Подобно тому как организм не может быть понят вне единства с неживой природой, так и неживая природа в пределах биосферы не может быть понята достаточно полно без учета воздействия на нее со стороны организмов. По сути дела это общее методологическое требование системного подхода: часть не может быть понята в ее структурном и функциональном аспектах без соотнесения с другими частями целостной системы. Если живая и неживая природа представляют собой части целостной системы, то они могут быть поняты только путем соотнесения друг с другом и с целым, частями которого они являются.

 

Человек с момента своего возникновения оказывал воздействие на природу, изменяя ее. Это естественный процесс, так как любой организм может существовать и развиваться только за счет использования материально-энергетических возможностей окружающей его среды. Причем это воздействие уже не один раз приводило к экологической напряженности и даже кризисам, но не было настолько глобальным, чтобы грозить экологической катастрофой и гибелью всей биосфере.

Изменение ландшафтов на больших территориях в результате уничтожения леса для создания сельскохозяйственных угодий, неконтролируемый выпас скота, истощение почв вследствие чрезвычайной интенсификации сельского хозяйства, засоление орошаемых земель привели к деградации огромных площадей и упадку целых цивилизаций древнего мира – в Месопотамии, Греции, Малой Азии, Центральной Америке. Именно с этого времени начался быстрый процесс опустынивания суши. Ухудшение качества и уничтожение природных ресурсов привели к возникновению колоссальных пустынных ареалов в Африке и Азии. На месте быстро расползающейся в наши дни пустыни Сахары ранее существовали плодородные земли.

В ХХ в. человек превратился в решающую силу, воздействующую на все природные процессы, на все экологические компоненты биосферы. Антропогенный фактор – влияние человеческой деятельности – становится определяющим. Это влияние распространяется на все важнейшие компоненты биосферы: атмосферу, водные ресурсы, почву, животный и растительный мир.

Безудержное развитие техногенного типа мировой экономики привело к возникновению глобальных экологических проблем, каждая из которых способна привести к деградации человеческой цивилизации. Среди этих проблем можно выделить следующие: опустынивание (аридизация), обезлесение, дефицит сырья, парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди, дефицит пресной воды, загрязнение Мирового океана, исчезновение видов животных и растений и др.

Очевидно, что следствием сохранения тенденций экологической деградации планеты в XXI в. станут необратимые изменения в окружающей среде и биосфере, что приведет к непредсказуемым последствиям, и будет угрожать самому существованию человека как вида. Глобальной экологической политики пока не существует. Это проблема XXI в., но изменения ориентации национальных экономик совершенно необходимо уже в наши дни. Необходим переход к другой системе ценностей человечества. В отличие от сложившейся системы техногенной цивилизации требуется система, построенная на принципах разумного, целенаправленного преобразования окружающей среды.

 

Ведущая роль антропогенных процессов во всей совокупности происходящих в биосфере изменений стала с недавних пор, как показано выше, очевидным фактом. В то же время ведущая роль антропогенного фактора в системе биосферных процессов проявляется пока преимущественно в количественном отношении, и ее никак нельзя назвать качественно ведущей, а скорее наоборот. Воздействие общества на биосферу пока не способствует повышению ее организованности, устойчивости и целостности.

В этой связи перед людьми встает целый комплекс задач не только научно-технического, но и социального порядка, сводящихся к одной цели – не допустить, чтобы изменения природной сферы происходили во вред самим же людям и другим формам жизни, придать им разумно направленный характер. В этом случае биосфера будет переведена регулирующей деятельностью людей в качественно новое состояние, для отражения которого и используется понятие «ноосфера», использованное Вернадским для обозначения нового состояния биосферы.

Ноосфера – это будущее эволюционное состояние биосферы, связанное с преодолением мировым человеческим сообществом негативных последствий воздействия человека на природу и с сознательным ее преобразованием с целью сохранения и умножения возобновляемых природных ресурсов для удовлетворения потребностей численно растущего человечества.

Понятие «ноосфера» играет важную в изучении, контроле и регуляции изменений в природной среде. Оно подчеркивает, что эти изменения должны носить сознательно направляемый характер, чтобы не быть во вред самому обществу. В последнее время термин «ноосфера» стал иногда употребляться слишком широко и неопределенно. Одни считают, что ноосфера уже образовалась, как самостоятельная оболочка планеты помимо биосферы. Другие полагают, что ноосфера – это будущее состояние той части планеты, которая будет перестроена людьми на разумных основаниях. Третьи вообще возражают против самого употребления термина «ноосфера» ввиду его неопределенности, что создает, как они полагают, опасность путаницы в научной теории. Многозначность термина «ноосфера» имеет давнюю историю, поскольку его авторы французские ученые Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден изначально употребляли его в ином смысле, чем несколько позже сделал это В.И. Вернадский. Он развил дальше содержательную сторону понравившегося ему понятия. Этимология самого слова взята от сочетания греческих слов «noos» и «sphaira», что означает сфера разума. Когда Э. Леруа впервые использовал это понятие в 1927 г., то имел в виду лишь формирование мыслящего пласта планеты с возникновением и развитием на ней существ, обладающих разумными способностями.

В.И. Вернадский рассматривал качественно новую сферу Земли в развитии, как становящийся процесс со всеми предпосылками в настоящем и зрелым состоянием в будущем, когда человечество станет «единым целым» и «свободно мыслящим». В этом смысле понятие «ноосфера» богаче по содержанию, чем обозначение зоны проживания людей на Земле.

Поверхность планеты, заселенная людьми и качественно ими преобразованная, – это еще не ноосфера, поскольку отсутствует указание на характер преобразования. К такой поверхности скорее подходит понятие «антропосфера», если иметь в виду именно занятость людьми определенных участков планеты. В том случае, когда имеется в виду не только проживание людей в биосфере, но и то, какие вносятся в нее изменения производственной деятельностью как локальном, так и глобального масштаба, целесообразно применение понятие «техносфера».

«Техносфера» – понятие гораздо более широкое, чем «антропосфера», поскольку охватывает не только все области на планете, куда проникают технические средства, но и всю совокупность техногенных изменений на планете. Например, изменение состава атмосферы или гидросферы в целом под воздействием людей.

По объему понятие «техносфера» фактически совпадает с техническим аспектом понятия «ноосфера», но не совпадает по содержанию, так как включает в себя отклонения природных объектов от естественного состояния, не только сознательно направленные, но и стихийные.

Наконец, понятие «социосфера» почти совпадает с понятием «техносфера», но в отличие от него включает в себя всю совокупность социальных факторов, характерных для данного состояния общества в его взаимодействии с природой. Социосфера – это конкретный этап перехода биосферы в ноосферу.

Поскольку понятие «ноосфера» характеризует необходимую для жизни направленность изменений, происходящих в биосфере под воздействием людей, оно имеет большое мировоззренческое значение как в теории, так и в организации практической деятельности.

Создание ноосферы прежде всего означает обеспечение связанности социальных процессов с процессами, идущими в биосфере.

Считая переход биосферы в ноосферу закономерным и естественным, Вернадский выделил ряд его предпосылок, среди которых:

  • научное, техническое и культурное объединение всего человечества;
  • открытие новых источников энергии;
  • подъем благосостояния и активности трудящихся;
    • исключение войн из жизни человеческого общества.

Действительно, нетрудно заметить, что всем ходом развития современной техники обеспечивается возможность все большего единства действий людей на планете. Уже одно это вносит качественно новый момент в развитие общественного сознания и формирование общественного мнения. Возникла возможность чрезвычайной унификации этих важнейших феноменов человеческого общества.

Необходимость перехода к ноосфере выступает как способ устранения экологического кризиса и одновременно как способ существования общества во взаимодействии с природной средой при достижении техническими средствами и наукой достаточно высокой степени развития, требующей новой интеграции человечества.

В совокупности всех предпосылок ноосферы следует подчеркнуть как наиболее важную и одновременно являющуюся социальным условием нового состояния планетной оболочки – необходимость перехода всего человечества к более высокой степени социальной интеграции. Человечество может выжить только как единое целое. Это положение последовательно проходит во взглядах В.И. Вернадского, выступая по существу естественнонаучным обоснованием нового состояния общества. Особенно замечательно в этом отношении высказывание В.И. Вернадского в последней статье, посвященной ноосфере, где он подчеркивает соответствие идеалов мира и демократии законам природы и процессу становления ноосферы.

Следует иметь в виду, что стихийным, неуправляемым процессом биосфера может превратиться (и реально уже превратилась) лишь в техносферу и социосферу со всеми присущими им глобальными проблемами и противоречиями. Переход же биосферы в ноосферу может быть осуществлен лишь в том случае, когда человечество сумеет организовать как собственную эволюцию, так и дальнейшую эволюцию биосферы в целом, действительно руководствуясь принципом “не навреди”.

Развитие общества в целом складывалось в значительной степени стихийно, и лишь возникновение глобальных проблем современности, и в особенности экологических проблем, побуждает страны мира перейти к стратегии сознательно регулируемом развития.

Первой попыткой такою перехода является предложенная миру Глобальным форумом «Рио-92» концепция устойчивого развития. Основная ее идея: развитие современного общества должно быть организовано таким образом, чтобы не наносить необратимого ущерба природной среде и не обездоливать последующие поколения людей в отношении необходимых им жизненных ресурсов.

Концепция устойчивого развития может быть рассмотрена как дальнейшая конкретизация концепции В.И. Вернадского о ноосфере, ориентирующей человечество в оптимальном выборе пути дальнейшего развития и сохранения человеческого общества в гармонии с природой.

3. Законодательные основы природопользования. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и зон чрезвычайных экологических ситуаций.

3.1. Законодательные основы природопользования.

3.2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий.

3.3. Правовой режим зон чрезвычайных экологических ситуаций.

3.4. Мониторинг окружающей природной среды.

В Конституцию Российской Федерации включен ряд статей по охране окружающей природной среды:

  • ст. 9. «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»;
  • ст. 42. «Каждый имеет право на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»;
    • ст. 58. «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»;

Эти и другие статьи Российской Конституции придают действиям всех организаций и частных лиц, направленных на выполнение природоохранных мер, законный характер и обеспечивают судебную защиту.

Природоохранительное законодательство РФ подразделяется на горизонтальную и вертикальную системы.

Горизонтальная система – это Конституция, федеральные законы, указы Президента, постановления правительства, нормативные акты.

Вертикальная система – это нормативные акты, принятые на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации. При этом органы власти субъектов Федерации не могут издавать акты по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов.

Экологическое законодательство РФ состоит из двух подсистем – природоресурсного и природоохранительного.

Природоресурсное законодательство включает законы по охране и рациональному использованию природных ресурсов такие, как: «Основы земельного законодательства», «О недрах», «Основы лесного законодательства РФ» и т.д.

Природоохранительное законодательство представлено комплексным законом РФ «Об охране окружающей природной среды», на базе которого принят ряд природоохранительных законов: «Об особо охраняемых природных территориях», «О государственной экологической экспертизе».

Эти законы определяют регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и другой деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущего поколений людей.

В качестве объектов охраны природы приняты: естественные экологические системы и озонный слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, виды растений и животных и места их обитания.

Законы России по охране природы дополняются рядом инструкций: «Инструкция по применению Закона «О плате за землю», «Порядок определения ставок земельного налога и нормативной цены земли», «Порядок централизации средств от платы за землю на специальный бюджетный счет Российской Федерации и их использования», «Рекомендации по взиманию платы за загрязнение природной среды», «Инструкция по определению платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение твердых отходов».

В законодательно регламентированный экономический механизм управления охраной природы входит целый ряд элементов:

  • обязательность учета и социально-экономической оценки природных ресурсов государственными органами статистики и природопользования;
  • система планирования, финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды;
  • механизм договоров и лицензий на комплексное природопользование. Договор заключается между природопользователем и соответствующим территориальным исполнительным органом. Он предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности пользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, а также ответственность сторон, возмещение вреда, порядок разрешения споров. Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование определяет виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования и последствия их несоблюдения;
  • система экологических ограничений по территориям, устанавливаемая предприятиям-природопользователям по предельным объемам использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещению отходов производства. Сроки достижения нормативных объемов природопользования и лимиты по годам устанавливаются в соответствии с утвержденными показателями государственных и региональных экологических программ;
  • платность использования природных ресурсов. Плата взимается за право пользования ресурсами в пределах установленных лимитов, сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, на воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов производства и другие виды загрязнения в пределах или сверх установленных лимитов;
  • система внебюджетных государственных экологических фондов: федеральных, республиканских, краевых, окружных, областных, местных для решения неотложных природоохранных задач по восстановлению потерь в окружающей природной среде и компенсации причиненного окружающей природной среде вреда на территории РФ;
  • общественные фонды охраны окружающей природной среды, образованные за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников;
  • система экологического страхования;
  • механизм стимулирования охраны окружающей природной среды.

 

Главной целью государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды является контроль за процессами, происходящими в воздухе, воде, почве, уровнем их загрязнения, влиянием этих процессов на растительный и животный мир, а также обеспечение населения текущей и экстренной информацией, прогнозированием состояния окружающей среды.

Наблюдение осуществляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды (Роскомгидромет). Кроме этого, в проведении наблюдений за состоянием окружающей среды и воздействием неблагоприятных факторов на здоровье человека участвуют Госкомсанэпиднадзор, Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем России), Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ и другие организации и ведомства.

Система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений называется мониторингом окружающей среды. Целью мониторинга, помимо наблюдения за состоянием среды, является также предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей, других живых существ и любых природных объектов. Мониторинг может быть фоновым и импактным, локальным и глобальным.

  • фоновый мониторинг направлен на слежение за природными явлениями, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Осуществляется он на основе биосферных заповедников;
  • импактный мониторинг осуществляет слежение за антропогенным воздействием в особо опасных зонах;
  • локальный мониторинг направлен на слежение за природными процессами и явлениями в пределах какого-то района (например, контроль за загрязнением воздуха в городах);
    • глобальный мониторинг способствует сбору сведений о развитии общемировых процессов, в частности об изменениях в озоновом слое.

Мониторинг может осуществляться как с помощью различных технических средств, так и с помощью биоиндикаторов, т.е. каких-либо особо, или наоборот, слабо чувствительных животных или растений, по поведению и состоянию которых судят об изменениях качества окружающей среды. Например, если на стволах деревьев в каком-нибудь районе города уменьшилось количество лишайников, можно с уверенностью сказать, что причиной этого стало увеличение промышленного загрязнения воздуха этого района.

В основе государственного мониторинга лежит сеть наблюдательных пунктов в городах и поселках Российской Федерации. Для наблюдений за состоянием морской среды созданы морские станции.

Порядок организации и деятельности государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга. (1993)». Эта система (ЕГСЭМ) начала формироваться в Российской Федерации с 1994 г. Для повышения эффективности работы по созданию ЕГСЭМ к разработке системы в 1995–1996 гг. подключилась Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности, которая разработала план-график мероприятий развития ЕГСЭМ. Важной составной частью работ по данной организации стало создание мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Ответственность за создание сети наблюдений за источниками выбросов и сбросов возложена на предприятия и организации, загрязняющие окружающую среду.

Наряду с мониторингом существует государственный инспекционный контроль, осуществляющий надзор за:

  • воспроизводством и оздоровлением природной среды, охраной и рациональным использованием природных ресурсов;
  • соблюдением законодательно установленного режима особо охраняемых территорий;
  • возникновением, использованием, переработкой и захоронением токсичных отходов;
  • выполнением предприятиями экологических программ и планов;
  • соблюдением предприятиями независимо от ведомственной принадлежности законодательства РФ и решений местных администраций и исполнительных органов в области охраны природы;
    • соблюдением экологических нормативов, предельно допустимых выбросов.

К дисциплинарной ответственности за экологические проступки привлекаются как должностные лица, так и иные виновники экологического правонарушения.

Существуют три наиболее распространенных классификаций эколого-правовой ответственности: по видам природных объектов, охраняемых законом; по способам причинения вреда – загрязнений, уничтожения, истощения, порчи; по санкциям к виновникам.

Административным экологическим правонарушением признается действие, причиняющее вред окружающей природной среде, направленное против установленного РФ экологического правопорядка. Административные экологические правонарушения можно разделить на следующие группы:

  • превышение установленных нормативов предельно допустимых вредных воздействий;
  • нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов;
  • загрязнение окружающей природной среды;
  • несоблюдение экологических требований;
  • нарушение правил транспортировки, хранения, чрезмерное применение химических средств в сельском хозяйстве;
  • невыполнение требований государственной экологической экспертизы и предписаний органов государственного экологического контроля;
  • сокрытие и искажение экологической информации;
  • незаконное расходование средств республиканских и местных экологических фондов;
    • нарушение правил охраны природно-заповедных объектов.

Административная ответственность за совершение правонарушения состоит из предупреждения, штрафа, приостановления или прекращения деятельности, изъятия орудия нарушения, изъятия незаконно добытой продукции и т.д. Ежегодно государственными природоохранительными органами в порядке контроля за соблюдением природо-пользователями природоохранного законодательства, обследуется около 30000 предприятий и организаций России. При этом, как правило, в 20–30% случаях выявляются нарушения, за которые привлекаются к административной ответственности несколько тысяч человек, а суммы штрафов составляют сотни миллиардов рублей.

Наряду с административной, существует и уголовная ответственность за экологические преступления, которая заложена в Уголовном кодексе Российской Федерации.

4. Экологические издержки производства и пути их сокращения.

4.1. Затраты на природоохранные мероприятия.

4.2. Ущерб от загрязнения окружающей среды.

4.3. Экономический оптимум загрязнения окружающей среды.

4.4. Экологическая составляющая издержек по производству продукции.

 

1. Говоря о природоохранных издержках, необходимо различать следующие категории:

а)  общие или суммарные издержки, характеризующие размеры средств, затраченных в целом на реализацию природоохранного мероприятия;

б)  средние издержки, получаемые делением суммарных затрат на объем предотвращенного загрязнения (объема уловленных примесей). Они показывают, сколько мы должны в среднем затрачивать средств, чтобы уловить 1 т загрязнения;

в) предельные природоохранные издержки. Они определяются как приростная величина и характеризуют дополнительные затраты, которые мы израсходуем на обезвреживание дополнительной тонны выбросов.

2. Существует два основных типа природоохранных технологий: «конца трубы» и комплексные или малоотходные.

Первые являются как бы «довеском» к основному процессу. Использование вторых подразумевает коренное изменение технологии, используемой в основном производственном процессе.

Под экономическим ущербом от загрязнения окружающей природной среды понимается денежная оценка негативных изменений основных природных свойств под воздействием загрязнения.

Выбросы вредных веществ приводят к изменению естественных свойств природных объектов. Изменения негативно влияют на условия жизнедеятельности человека, последствия ухудшения которых оцениваются в деньгах. Это и есть ущерб.

При измерении ущерба очень важно знать исходное состояние, по отношению к которому мы определяем изменения окружающей среды.

 

Экономический оптимум загрязнения окружающей среды достигается в том случае, если экологические издержки производства минимальны. Экологические издержки включают две компоненты: издержки предотвращения загрязнения и ущерб от непредотвращенного загрязнения.

Минимум экологических издержек достигается тогда, когда предельные природоохранные затраты равны предельному ущербу.

При определении экономического оптимума загрязнения окружающей среды в расчет принимаются только экономические факторы. На самом деле значение имеют также и социальные предпочтения и чисто экологические факторы. Поэтому ни в коем случае нельзя абсолютизировать категорию «экономический оптимум загрязнения окружающей среды».

Потребитель, как правило, оплачивает все издержки, связанные с производством: и собственно затраты на выпуск продукции и экологические издержки.

Производители, использующие экологически чистые технологии, имеют на рынке относительные преимущества, так как могут позволить себе более высокие издержки на производство продукции.

В данном разделе мы рассмотрели вопросы, связанные с определением экологической составляющей издержек производства. Любой технологический процесс, оказывающий воздействие на окружающую среду, связан с образованием таких издержек.

Экологические издержки производства имеют две составляющие — затраты предотвращения загрязнения и экономический ущерб от загрязнения окружающей среды. Производитель может выбирать: либо он экономит на природоохранных затратах, но тогда уровень выбросов относительно высок и природной среде наносится значительный ущерб, либо борется с ущербом, сокращая его и увеличивая природоохранные издержки.

Существует некая оптимальная точка, где экологические издержки достигают минимума. Эта точка называется экономическим оптимумом загрязнения окружающей среды. Она характеризуется тем, что в этой точке предельные природоохранные затраты равны предельному ущербу.

Нельзя забывать, что при определении экономического оптимума загрязнения окружающей среды не учитываются другие соображения (социальные приоритеты, экологические ограничения и т. п.).

Наконец, следует отметить, что наряду с другими составляющими затрат на производство экологические издержки также включаются в общие затраты. Их оплачивает потребитель экологически опасной продукции. Если же данный продукт имеет адекватный заменитель, производимый на основе экологически чистой технологии, то предприниматели, использующие последнюю, имеют определенные преимущества. Поскольку им не надо тратиться на природоохранные сооружения, они могут вложить больше средств в развитие производства. Создаются лучшие условия для продвижения их товаров на рынок.

Выше мы не задумывались, каким образом предприниматель будет принимать в расчет наносимый им ущерб. Мы предполагали, что это само собой разумеется. На самом деле, как только мы начинаем задавать подобный вопрос, мы обнаруживаем, что столкнулись со сложной проблемой — проблемой внешних (или экстернальных) издержек. В следующей главе мы увидим, в чем суть этой проблемы и как ее можно решить.

 

 

5. Качество окружающей среды как потребительское благо.

5.1. Потребность в качестве окружающей среды.

5.2. Оплата природоохранной деятельности.

5.3. Природоохранная сфера как благо общего пользования.

5.4. Экологизация развития.

Вопрос о потребительском выборе возникает в том случае, если потребитель, с одной стороны, имеет различные варианты своих поступков, а с другой,— если возможности его при этом ограничены. Он не может получить все сразу и должен выбирать. Выбирая, потребитель старается принять такое решение, при котором предельные полезности оазличных благ будут для него одинаковыми.

 

Оптимальное значение потребности в качестве окружающей среды достигается тогда, когда предельная полезность такого улучшения равна предельным затратам на его достижение. При этом затраты могут быть как прямые (расходы денег на улучшение окружающей среды), так и косвенные — потери от того, что потребление традиционных благ сокращается и замещается дополнительным улучшением природной среды.

 

В конечном итоге груз природоохранных издержек в основном ложится на конечного потребителя продукции, независимо от того, какой принцип мы реализуем — «загрязнитель платит» или «жертва платит».

В обществе возникает два типа издержек:

а)  затраты общества в целом при ужесточении экологической политики;

б)  взаимные расчеты между потребителем и производителем продукции, выпуск которой сопряжен с вредным воздействием на природную среду.

Предлагая любое преобразование состояния природной среды, следует учитывать затраты и результаты всех заинтересованных сторон.

Наиболее существенная проблема, возникающая при реализации стратегии улучшения качества среды,— согласование интересов различных групп, стремящихся к улучшению среды обитания, но располагающих различными возможностями платить за него. Если взносы на улучшение качества природы добровольные, то возникает проблема «зайцев». Если взносы принудительные (установлен налог), то возникает проблема их дифференциации. В конце концов, приемлемое решение можно найти в каждом конкретном случае. Оно должно иметь в своей основе компромисс, достигнутый между заинтересованными сторонами.

Современные экологические проблемы в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки А. Смит и К. Рикардо, ни последующие экономические школы и ученые, включая К. Маркса, Д. Кейнса, А. Маршалла, не придавали должного значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь в 70-е гг. ХХ в. резко обострившиеся экологические проблемы поставили перед экономической наукой задачу осмысления сложившихся тенденций эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.

Современный тип эколого-экономического развития можно определить как техногенный тип экономического развития. Этот тип можно охарактеризовать как природоемкий (природоразрушающий) тип развития, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Характерными чертами техногенного типа развития является быстрое и истощающее использование невозобновимых видов природных ресурсов (прежде всего – полезных ископаемых) и сверхэксплуатация возобновимых ресурсов (почва, леса и пр.) со скоростью, превышающей возможности их воспроизводства и восстановления. При этом наносится значительный экономический ущерб, являющийся стоимостной оценкой деградации природных ресурсов и загрязнения окружающей среды в результате человеческой деятельности.

Существуют различные модели техногенного типа развития. В настоящее время в этой области имеется значительное число концепций и теорий. С позиций эколого-экономической политики можно выделить две такие обобщенные модели: фронтальная экономика и концепция охраны окружающей среды.

 

До самого последнего времени основное внимание в экономической теории и на практике уделялось двум факторам экономическом роста – труду и капиталу. Природные ресурсы предполагались неистощимыми, и уровень их потребления по отношению к возможностям их восстановления и запасам не рассматривался в числе определяющих параметров. Это видно на примере широко распространенной в экономической теории и экономических исследованиях производственной функции Y:

 

Y = f(K, L),

 

где K – капитал, L – трудовые ресурсы.

Вне рассмотрения оставались и последствия экономического развития в виде различного рода загрязнений, деградации окружающей среды и ресурсов. Не изучалось и обратное влияние, обратные связи между экологической деградацией и экономическим развитием, состоянием трудовых ресурсов, качеством жизни населения. Такую экономическую систему называют фронтальной экономикой или, по известному определению К. Боулдинга, «ковбойской экономикой», где имеются неограниченные территории, ресурсы и т.д. Целевую функцию такой экономики можно определить словами И.В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача».

 

Нарастание экологической напряженности, осознание опасности дальнейшего развития фронтальной экономики вынудило многие страны попытаться учесть экологические факторы. В связи с этим появилась концепция, которую можно, довольно приближенно (в силу неоднородности и особенностей различных подходов в ее рамках), определить как концепцию охраны окружающей среды.

В 1991 г. В России был принят комплексный закон «Об охране окружающей природной среды». С 70-х гг. началось и активное международное сотрудничество по охране окружающей среды. Были приняты сотни многосторонних и двусторонних договоров, регулирующих и регламентирующих природопользование в международном масштабе.

В рамках концепции охраны окружающей среды некоторым странам удалось добиться определенной экологической стабилизации, однако качественного улучшения не произошло. Это во многом объясняется тем, что общая идеология данной концепции эколого-экономического развития не изменилась по сравнению с концепцией фронтальной экономики. Во главу угла все также ставятся интересы экономики, максимальное наращивание производства, широкое использование достижений научно-технического прогресса с целью более полного удовлетворения потребностей людей. В этих условиях природоохранная деятельность, затраты на охрану окружающей среды представляются как нечто противостоящее экономическому росту. Однако учет экологического фактора уже признается необходимым, хотя и сдерживающим экономическое развитие.

Концепции мирового развития с учетом экологических ограничений принимают во внимание по крайней мере два все более явных ограничения:

  • ограниченные возможности окружающей среды в приеме и поглощении различного рода отходов и загрязнений, производимых экономическими системами;
    • конечный характер невозобновимых природных ресурсов.

Большое значение для экологизации мирового сознания сыграли доклады Римского клуба. Эта международная неправительственная организация была образована в 1970 г. с целью обсуждения и разработки перспектив мирового развития. Деятельность клуба заключалась в постановке проблем и заказе их разработок отдельным коллективам ученых в различных странах мира. Наиболее известным докладом Римскому клубу стала работа Д. Медоуза и его коллег «Пределы роста» (1972). Автор построил мировую модель с петлями обратных связей. Исследование шло по пяти глобальным направлениям мировой динамики: ускоряющаяся индустриализация, быстрый рост населения, нарастание голода, истощение невозобновимых ресурсов, ухудшение состояния окружающей среды. Анализ мировых тенденций проводился на основе экспоненциального, «взрывного» роста основных параметров. Различные варианты модели мировой динамики показывали, что вследствие исчерпания природных ресурсов, роста загрязнения окружающей среды к середине XXI в. на Земле должен разразиться кризис, мировая катастрофа: голод, сокращение численности населения, эпидемии и т.д. От катастрофы спасал только один вариант – нулевой рост.

Важным выводом докладов Римскому клубу явилось положение о необходимости замедления роста и стабилизации численности населения планеты. Неспособность добиться радикального изменения в отношениях между экономикой и окружающей средой привела к появлению концепций экотопии. Это в чистом виде теория всяческого ограничения экономического развития. Это даже не нулевой рост Д. Медоуза, а скорее минусовой рост. Основные направления этой концепции: возврат к природе, биологическое и культурное разнообразие, простые технологии, отказ от научно-технического прогресса, который только разрушают окружающую среду, и т.д. Много внимания в различных видах экотопии уделяется нравственному совершенствованию, социальным, религиозным и духовным аспектам совершенствования человека. Эти концепции лежат в основе программ партии зеленых во многих странах.

Сейчас традиционная модель экономического роста развитых стран во многом исчерпала себя. Единственная возможность решения глобальных проблем сегодняшнего дня – это устойчивое развитие.

Выбор долгосрочной природоохранной стратегии зависит от многих факторов, но главный из них — готовность общества отказаться от каких-то экономических благ в пользу достижения экологических результатов. С философской точки зрения речь идет об устойчивом развитии. Обеспечить устойчивое развитие можно, выбирая такую траекторию, на которой соблюдается паритет расходов на охрану природы и увеличения потребления других благ.

 

Природная среда обладает потребительскими свойствами, которые могут удовлетворять определенные потребности. Поэтому природоохранная стратегия не должна сводиться только к тому, чтобы минимизировать ущерб. Ее цели многообразны. Выше мы продемонстрировали, каким образом можно учитывать социальные и экологические цели общества при определении допустимой нагрузки на окружающую среду.

В то же время, даже зная конечную цель, не всегда легко к ней прийти. Несовпадение интересов различных социальных групп, проблема «зайцев» и т. п.— все это порождает сложности в реализации природоохранной стратегии.

6. Экстернальные эффекты и реализация природоохранной стратегии.

6.1. Внешние эффекты в экономике природопользования.

6.2. Ассимиляционный потенциал природной среды и его экономическая оценка.

6.3. Экстернальные издержки и собственность на ассимиляционный потенциал.

6.4. Терема Коуза.

Внешние (экстернальные) издержки возникают в том случае, когда какой-либо ресурс становится ограниченным. Тот, кто получил возможность его использовать, выигрывает, а тот, кому он не достался, терпит убытки вследствие деятельности первого. Убытки второго являются для первого экстернальными издержками.

 

По сути дела все экономические методы регулирования выбросов сводятся к превращению внешних издержек во внутренние.

Платежи за выбросы, установленные исходя из размеров предельных природоохранных затрат, стимулируют предпринимателя придерживаться определенного уровня выбросов, соответствующего той точке, для которой были определены предельные издержки. Поэтому, зная допустимый уровень загрязнения, необходимо вычислить соответствующие ему предельные природоохранные издержки и назначить платеж такой величины. Кривая предельных природоохранных затрат эквивалентна кривой спроса на разрешения на выбросы вредных веществ в окружающую среду.

 

Под ассимиляционным потенциалом природной среды понимается ее способность обезвреживать и перерабатывать вредные примеси без изменения своих основных свойств. Ассимиляционный потенциал имеет экономическую оценку, отражающую ценность этого ресурса, заключающуюся в том, что благодаря его наличию общество может позволить себе экономить на природоохранных издержках.

 

Введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал обеспечивает его рациональное использование. В подобном случае получает разрешение вопрос об экономическом ущербе. Владелец ассимиляционного потенциала сопоставляет затраты и результаты, связанные с использованием ассимиляционного потенциала. Он может передать предпринимателю права пользования данным ресурсом, т. е. разрешить загрязнение, и получить при этом устраивающую его компенсацию. Владелец же ассимиляционного потенциала понесет определенные убытки от ухудшения качества природной среды, однако для него это не будет ущербом. Он их будет воспринимать как затраты, позволяющие получить доход — плату за использование ассимиляционного потенциала.

Введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал должно сопровождаться созданием механизма его использования. Создав такой механизм, т. е. определив, кто является собственником ассимиляционного потенциала и как он взаимодействует со своими контрагентами, мы обеспечиваем интернализацию экстернальных издержек. Теперь виновник загрязнения должен платить собственнику ассимиляционного потенциала, поскольку последний перестал быть держателем соответствующего количества прав на загрязнение окружающей среды.

 

Введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал должно быть дополнено возможностью перераспределения (продажи) прав собственности. Тогда процесс рационального использования ассимиляционного потенциала обеспечивается в динамике. При этом не имеет большого значения первоначальное распределение прав собственности. В конечном итоге в результате переговоров и взаимовыгодных уступок будет выбран наиболее эффективный вариант. Если обществу нужно, чтобы природная среда стала более чистой, и оно обладает достаточными средствами, то оно найдет способ сделать это.

 

Экстернальные издержки возникают в тот момент, когда выбросы в окружающую среду становятся выше ее ассимиляционной способности. Их первое проявление — возникновение ущерба у тех, кто испытывает вредное воздействие выбросов. Превратить внешние издержки во внутренние можно несколькими способами.

1.  Потребовать от предприятия-загрязнителя полной компенсации ущерба. Этот метод относительно громоздкий и плохо реализуется на практике, особенно если на одной территории сосредоточено несколько производств. Дело в том, что трудно установить конкретного виновника загрязнения, а также не гарантируется поддержание желаемого качества окружающей среды.

2.   Ввести платежи за загрязнение, рассчитанные на основе предельных природоохранных затрат.

Этот метод хотя и лучше предыдущего, но все равно не позволяет гарантировать в динамике желаемого качества окружающей среды. При росте потребности в увеличении выбросов необходимо будет постоянно корректировать величину платежей, чтобы удержаться в прежней точке.

3. Ввести имущественные права на ассимиляционный потенциал и создать механизм  перераспределения прав собственности на ассимиляционный потенциал природной среды.

Последний метод является наиболее перспективным, так как, с одной стороны, он обеспечивает интернализацию экстернальных издержек, а с другой — гарантирует стабильность качества окружающей среды. Первоначальное распределение имущественных прав на ассимиляционный потенциал не имеет значения, так как затем в результате перераспределения права на его использование будут распределены наилучшим образом.

Наконец, можно сделать вывод о том, что экстернальные издержки далеко не сводятся к просто ущербу. Экстернальные издержки равны потерям тех, кто не смог получить права на ассимиляционный потенциал, и соответственно равны экономической оценке последнего. Владелец ассимиляционного потенциала учитывает экстернальные издержки в своих расчетах, так как имеются заинтересованные стороны, готовые ему платить за то, что он уступит им часть своей собственности за соответствующую компенсацию, и они либо построят завод, либо будут наслаждаться улучшившимся качеством природной среды.

Величина экономической оценки ассимиляционного потенциала зависит от того, какие объемы выбросов общество считает допустимыми. А это в свою очередь зависит от того, какой спрос общество предъявляет на качество природной среды, сколько оно готово платить за его улучшение и кто конкретно должен платить.

7. Практические методы управления качеством окружающей природной среды.

7.1. Административные методы управления. Экологическое нормирование.

7.2. Экономически методы управления.

7.3. Рыночные методы управления.

Существуют три основные группы методов управления: административное регулирование, система экономических стимулов и формирование рыночных отношений в сфере природопользования.

Административное регулирование предполагает введение нормативных стандартов и ограничений, а также прямой контроль, использование сертификатов и лицензирование процесса природопользования.

Экономические механизмы предполагают внедрение системы платежей за загрязнения, экологических налогов, субсидий и др. экономических стимулов.

Третью группу методов объединяет создание рынка в сфере рационального природопользования через распределение прав на загрязнение, компенсационных платежей и т.д.

В административном регулировании главное место занимают нормативы и стандарты.

Экологическое нормирование устанавливается в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую природную среду, а также – в форме нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на природную среду.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) определяется количеством вещества в окружающей среде при постоянном контакте или при воздействии за определенный промежуток времени, практически не влияющим на здоровье человека и не вызывающее неблагоприятных последствий у его потомства.

Главная цель экологического нормирования – обеспечение взаимоприемлемого сочетания экономических и экологических интересов. Предельно допустимые нормативы представляют собой компромисс между экологией и экономикой, позволяющий развивать хозяйство и сохранять окружающую среду.

Начиная с 90-х годов, для каждого предприятия устанавливается норматив допустимых выбросов различных веществ в единицу времени – обычно в год. Для атмосферы – это предельно допустимые выбросы (ПДВ). Для воды – предельно допустимые сбросы (ПДС) как в открытые водоемы, так и в канализацию.

Сначала определяется, какую нагрузку может выдержать окружающая природная среда. На этой основе определяются значения ПДК. При этом некоторые вещества или способы деятельности оказываются под запретом. По ним издаются постановления или законодательные акты, полностью запрещающие их использование. Затем определяются возможности каждого предприятия. Устанавливаются индивидуальные стандарты воздействия ПДВ (ПДС). Зная эти стандарты, предприятию можно выдать лицензию на выбросы, которая узаконит его право осуществлять воздействие на окружающую среду.

 

Система экономических методов отличается от административной тем, что предприятие-загрязнитель не сковывается жесткими стандартами. Предприниматель может выбирать свою стратегию, опираясь на анализ затрат и результатов. Тем не менее все экономические параметры, являющиеся для него внешними (ставки платы за выбросы, налоги, размеры субсидий), жестко фиксируются. Они являются объектами централизованного регулирования. Таким образом, как и в предыдущем случае, фиксируется желаемое состояние окружающей среды, но предпринимателям дается возможность выбора: стратегия, позволяющая достичь этого состояния, не навязывается предпринимателю, но тем не менее посредством экономических мер он поставлен в жесткие экономические рамки.

 

По своей сути рыночные методы управления природоохранной деятельностью направлены на обеспечение рационального использования ассимиляционного потенциала природной среды. Все начинается с того, что общество определяет допустимые масштабы воздействия на природу, затем распределяет лицензии (разрешения) между заинтересованными сторонами. А затем в отличие от административной и экономической систем регулирования предпринимателям дается полная свобода перераспределять, перепродавать лицензии. Органы управления лишь следят за эквивалентностью сделок (т. е. за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличилось) и способствуют созданию рыночной инфраструктуры: закрепление прав собственности и организации, обеспечивающие реализацию этих прав (в том числе выдача лицензии или сертификатов собственности); контроль за деятельностью экологических банков и бирж.

Рыночные методы являются наиболее перспективным направлением развития механизма управления природоохранной деятельностью. Но они не могут заменить другие методы полностью. Каждый из методов имеет свои положительные и отрицательные стороны, а значит, каждый из методов имеет свою сферу применения.

 

Проделанный нами микроэкономический анализ различных методов управления природоохранной деятельностью позволяет понять их различия. Более точное понимание сути каждого из методов требует и более глубокого анализа. Наилучший способ проведения такого анализа — использование «кейс-стади», т. е. изучение конкретного примера применения исследуемого метода. В шестой главе мы рассмотрим использование методов управления природоохранной деятельностью на примере глобальных и межрегиональных экологических проблем.»

 

Конечно, мы рассмотрели далеко не все методы управления природоохранной деятельностью, которые когда-либо применялись в хозяйственной практике или обсуждались в литературе. Но даже представленного выше обзора достаточно, чтобы сложилось представление о возможностях и ограниченности каждого из рассмотренных нами инструментов.

Необходимо понимать, что каждый из методов имеет сферу своего эффективного применения. Некоторые проблемы он может решить эффективно, но в ряде вопросов его использование бесполезно. Вот почему необходимы различные методы в сочетании друг с другом.

Наконец, решая вопрос о целесообразности применения того или иного метода, необходимо детально анализировать как положительные, так и отрицательные его последствия.

8. Механизм природоохранной деятельности в России.

8.1. Экономические методы в российской практике управления природоохранной деятельностью.

8.2. Финансирование природоохранной деятельности. Система экологических фондов.

8.3. Планирование взаимодействия общества и природы.

8.4. Экологическая политика России.

 

В России сделаны первые шаги по использованию экономических методов управления природоохранной деятельностью. Основной инструмент — платежи за загрязнение природной среды. Сейчас они невысоки. Корректировка их ставок не успевает за инфляцией. Поэтому еще рано говорить о стимулирующем значении платежей. Оно практически равно нулю. В чем же тогда смысл существования системы платежей за загрязнение окружающей среды? Главный положительный результат — это воздействие на институциональную систему управления природопользованием: улучшилась система контроля за выбросами, предприятия стали привыкать к мысли, что за загрязнение окружающей среды нужно платить. Современная система платежей — начало пути к системе, когда виновник загрязнения будет платить за право пользования ассимиляционным потенциалом. Но уже сейчас мы имеем первые плоды применения системы платежей. С точки зрения практики важнейший результат — это создание альтернативного источника финансирования природоохранных мероприятий, т. е. экологических фондов, речь о которых пойдет в следующем разделе.

 

Экологические фонды не смогли заменить в полной мере бюджетных ассигнований на охрану природы, которые осуществлялись в России до экологического кризиса. Однако они смягчили падение в инвестиционную яму. Целесообразность их существования в переходный период не вызывает сомнения. Общество должно иметь отдельный карман, откуда сможет доставать деньги на природоохрану. И если, с точки зрения монетаристской теории, создание любых перегородок на пути свободного перелива денег тормозит экономическое развитие, то с точки зрения институциональной теории подобные перегородки просто необходимы. Они нужны для того, чтобы наряду со средствами, обеспечивающими это развитие, нашлись бы деньги на компенсацию его издержек, т. е. на экологию, науку, культуру, социальные нужды и т. п. Но и после того, как переходный период будет пройден, целесообразность существования экологических фондов все равно сохранится, поскольку и в условиях развитого рынка останутся экологические проблемы, нуждающиеся в подобном источнике финансирования.

 

В ближайшие годы механизм управления природоохранной деятельностью будет развиваться в условиях переходной экономики. Здесь главная задача — сохранить достигнутые результаты и постепенно развивать экономические механизмы и прежде всего систему платежей за загрязнение и экологических фондов. Развитие рыночных механизмов — задача более долгосрочная. Она может быть выполнена в полной мере, когда переходный период будет завершен. Но об этих попытках преобразования механизма управления природопользованием должно быть заявлено заранее, чтобы предприниматели, принимающие долгосрочные решения, уже сейчас знали, с чем они столкнутся в будущем. Это будет способствовать экологизации их поведения.

 

В данном разделе рассмотрены особенности применения рыночных методов управления природопользованием в России. Российский механизм управления природопользованием пережил сложную трансформацию, первоначально базируясь на господстве командно-административной системы, и превратившись, в конце концов, в рыночную систему управления природоохранной деятельностью. Основой командно-административной системы являлись экологические стандарты, жесткое планирование природоохранной деятельности и ее финансирование из государственного бюджета. Базой экономического механизма служит система платежей за загрязнение окружающей среды, которые собираются в экологические фонды, формирующие основу финансирования природоохранной деятельности в переходной экономике. Исследование эффективности обеих систем позволяет сделать вывод о недостаточности институциональных условий обеспечения успешного перехода к экономическому механизму. Базой реформирования институциональных отношений должна стать система отношений собственности на ассимиляционный потенциал территории.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить