Экономические дисциплины - Организация городского хозяйства

Скачать с сервера

Содержание

Тема 1. Предмет курса и задачи организации городского хозяйства...... 2

  1. Основные понятия курса............................................................................... 2
  2. Основные цели и задачи городского хозяйства........................................... 3
  3. Методы и составные части курса.................................................................. 4
  4. Происхождение и состав городского хозяйства.......................................... 5
  5. Место городского хозяйства в народном хозяйстве и его особенности..... 5

 

Тема 2. Общая теория организации............................................................... 6

  1. Организация как функция управления......................................................... 6
  2. Построение организации............................................................................... 7
  3. Понятие операционной системы................................................................... 11
  4. Классификация операционных систем.......................................................... 11
  5. Проектирование операционного процесса................................................... 12
  6. Оперативное управление операциями.......................................................... 14
  7. Организация поточного производства и ремонта....................................... 18

 

Тема 3. Организация труда............................................................................. 20

  1. Научная организация труда......................................................................... 20
  2. Организация технического нормирования.................................................. 21

 

Тема 4. Субъект и объект городского хозяйства........................................ 23

  1. Понятие о местном и городском самоуправлении....................................... 23
  2. Организация аппарата городского самоуправления................................... 25
  3. Способы ведения городского хозяйства...................................................... 26

 

Тема 5. Предприятия городского хозяйства................................................ 27

  1. Организация городского транспорта........................................................... 27
  2. Организация городских предприятий энергетики и инженерных коммуникаций    30
  3. Организация жилищного хозяйства и предприятий внешнего
    благоустройства............................................................................................ 30

 

Литература........................................................................................................ 32

Тема 1.  Предмет  курса  и  задачи
организации  городского  хозяйства

  1. Основные понятия курса
  2. Основные цели и задачи городского хозяйства
  3. Методы и составные части курса
  4. Происхождение и состав городского хозяйства
  5. Место городского хозяйства в народном хозяйстве и его особенности

 

  1. 1. Основные понятия курса

С точки зрения количественной теории город – значительное длительное скопление людей на малой территории.

С политико-экономической точки зрения город – это поселение с определенными административными правами.

С социальной точки зрения город – это место, приспособленное для общежития социальной группы сложного характера, внутренне дифференцированной и получившей определенную правовую форму.

С экономической точки зрения город – это поселение, землевладение которого регулируется особым основанием доходности, а именно домовладением. Основное занятие жителей города – торговля и обрабатывающая промышленность.

Город – это поселение людей с большой плотностью, самоуправляемое (обладает правами юридического лица), население разбито на социальные группы и не занимается сельским хозяйством.

Первые города возникают как военные резиденции вождей. Следующим этапом в развитии городов являются города-государства или полисы, которые являлись сосредоточением политической власти. В средние века города появлялись:

1)      на месте старых городов;

2)      вокруг замков или крепостей феодалов;

3)      на месте рынков.

Современный город связан с возникновением коллективного производства и урбанизацией сельского хозяйства.

Городское хозяйство:

1)      сумма основных фондов, обслуживающих жизнь горожан;

2)      деятельность города в лице представительной и исполнительной власти, направленная на удовлетворение коллективных потребностей городского населения.

Синонимами городского хозяйства являются муниципальное хозяйство и коммунальное хозяйство.

Организация:

1)      система, структура ролей для достижения каких-либо целей;

2)      процесс создания структуры или системы, дающей возможность людям работать для достижения каких-либо целей.

Предметом курса является организация городского хозяйства, которая представляет собой процесс создания системы, состоящей из комплекса городских предприятий и учреждений, и деятельность по использованию этой системы с целью эффективного обслуживания бытовых и культурных потребностей горожан.

 

  1. 2. Основные цели и задачи городского хозяйства

В отличие от частного предприятия, у которого цель – получение прибыли, основная задача городского хозяйства – удовлетворение коллективных потребностей жителей города. Эта цель приводит к тому, что постоянно меняется способ ведения городского хозяйства в разных странах.

В процессе организации должны быть даны ответы на 3 основных вопроса:

  1. Где взять средства?
  2. На что потратить средства?
  3. Каким технологическим способом потратить средства?

1 вопрос: где взять средства?

Муниципальные доходы делятся на:

ü  обыкновенные (носят регулярный характер: налоги, пошлины, акцизы);

ü  экстраординарные (займы, лотереи, подписки).

Доходы делятся на:

ü  общеправовые (основаны на принудительной власти муниципальных органов);

ü  частноправовые (основаны на праве юридического лица и субъекта хозяйствования).

Источники доходов:

1)      налоги (в первую очередь, налог на имущество);

2)      пошлины – плата за оказанную услугу (административные, плата за проезд в транспорте);

3)      государственные субсидии или трансферты:

ü  дотации;

ü  субвенции;

4)      доходы от муниципальных предприятий, основанные на имущественной правовой способности;

5)      доходы от муниципального имущества (земли, леса, недра, недвижимость);

6)      натуральные повинности (субботники);

7)      муниципальный кредит (для покрытия чрезвычайных расходов).

Принципы муниципальных кредитов:

ü  долгосрочность;

ü  индивидуальный целевой характер;

ü  согласование сроков погашения кредита со сроком службы того объекта, под который берется кредит;

ü  соответствие размера платежа платежеспособности населения.

Предметами кредита могут быть:

ü  предприятия, приносящие доход;

ü  предприятия, не приносящие доход, но покрывающие расход;

ü  предприятия, не приносящие доход.

Формы кредита:

ü  долгосрочные облигационные займы;

ü  ссуды в кредитных учреждениях.

2 вопрос: на что потратить муниципальные средства?

Расходы делятся на:

ü  факультативные (по ним желательно проводить опросы населения);

ü  обязательные.

3 вопрос: каким технологическим способом потратить средства?

Способы ведения городского хозяйства или виды собственности:

1)      муниципализация:

ü  чистая;

ü  компромиссная;

2)      концессия.

Чистая муниципализация использует следующие принципы хозяйствования:

1)      Принцип чистых расходов (услуги населению оказываются бесплатно).

2)      Пошлинный принцип (оплата услуг по себестоимости).

Это принципы муниципального социализма.

3)      Частно-хозяйственный (предприятия городского хозяйства получают прибыль для развития).

4)      Налоговый принцип (получение сверхприбыли за счет монополизации).

Компромиссная муниципализация делится на:

ü  подрядную (определенные виды работ выполняются подрядчиками);

ü  арендную (городское имущество сдается в аренду).

Концессия – это уступка другому субъекту права вести хозяйство.

Концессия может быть:

ü  переходной;

ü  чистой.

 

  1. 3. Методы и составные части организации городского хозяйства

Методы организации городского хозяйства:

1)      Системный подход.

2)      Ситуационный подход.

3)      Статистические методы.

4)      Методы организации операций.

5)      Методы научной организации труда.

Наука о городском хозяйстве носит преимущественно прикладной или описательный характер, то есть не ставит перед собой задачи раскрытия закономерностей.

Составные части организации городского хозяйства:

1)      Теория организации:

ü  организация операций;

ü  структурная организация.

2)      Организация структуры городского управления.

3)      Организация в конкретных подразделениях городского хозяйства.

4)      Научная организация труда.

 

  1. 4. Происхождение и состав городского хозяйства

Происхождение городского хозяйства связано с концентрацией на ограниченном пространстве больших масс промышленно торгового населения, при которой появляется ряд задач, недоступных отдельным домашним хозяйствам, частным предприятиям и государству.

Развитие муниципального хозяйства происходило эволюционно. Первыми проявлениями муниципальной деятельности были попечение о бедных, деятельность в области начального образования и финансирование этих видов деятельности. Следующей ступенью было создание муниципальной полиции. Затем компетенция начинает расширяться по мере роста населения и увеличения потребностей (канализация, водоснабжение, система централизованного отопления, электроснабжение).

В настоящее время сложился следующий перечень подразделений городского хозяйства (с точки зрения удовлетворения потребностей населения):

1)       ЖКХ;

2)       предприятия бытового обслуживания;

3)       местная строительная промышленность;

4)       торговля;

5)       общественное питание;

6)       здравоохранение;

7)       просвещение.

В узком смысле городское хозяйство – это:

1)       Муниципальный жилой фонд.

2)       Коммунальные предприятия и сооружения:

ü  сантехнические предприятия и сооружения (водопровод, канализация, предприятия по очистке города, бани);

ü  транспортные предприятия;

ü  энергетические предприятия (тепловые, газовые и электросети, котельные, электростанции, газовые заводы);

ü  сооружения внешнего благоустройства (мосты, водостоки, набережные, зеленые насаждения, киоски, уличное освещение).

 

  1. 5. Место городского хозяйства в народном хозяйстве и его особенности

Все народное хозяйство можно поделить на государственное и частное.

Государственное хозяйство:

ü  международное государственное хозяйство;

ü  внутреннее централизованное государственное хозяйство (армия, образование, здравоохранение);

ü  местное или коммунальное хозяйство.

Особенности городского хозяйства:

1)       Коллективный характер потребностей, удовлетворяемых городским хозяйством.

2)       Большинство предприятий городского хозяйства являются естественными монополиями.

3)        Продукция и услуги предприятий городского хозяйства потребляются на месте производства.

Эти три особенности обуславливают почти полное отсутствие конкуренции и, как следствие, склонность к общественной форме собственности.

4)       Комплексный многоотраслевой характер городского хозяйства.

5)       Разветвление по территории города инженерных сетей и необходимость их взаимной увязки.

6)       Размеры предприятий городского хозяйства обусловлены численностью населения.

7)       Неравномерность потребления услуг предприятий городского хозяйства во времени.

8)       Ненужность посредников.

9)       Численность персонала определяется не объемом продукции, как в промышленности, а количеством и режимом работы агрегатов и других обслуживаемых мест.

10)   Малая доля основных материалов в себестоимости услуг и большая доля вспомогательных и электроэнергии.

11)   Почти полное отсутствие незавершенного производства в связи с кратным производственным циклом.

12)   Для отдельных предприятий услуги, оказываемые ими, в основном, однородны.

Тема 2.  Общая теория организации
  1. Организация как функция управления
  2. Построение организации
  3. Понятие операционной системы
  4. Классификация операционных систем
  5. Проектирование операционного процесса
  6. Оперативное управление операциями
  7. Организация поточного производства и ремонта

 

  1. 1. Организация как функция управления

В любые классификации включается функция организации.

В функции организации можно выделить две составляющие:

1)    организационная структура (как построить организацию, из чего она состоит);

2)    организация операций (как организовать сам процесс работы).

По мнению некоторых специалистов в области управления, организация начинается с организации полномочий и их исполнения. При этом выделяются следующие аспекты организационного процесса:

ü  взаимодействие полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями и обеспечивают возможность распределения и координации задач;

ü  разбиение всей системы на подразделения соответственно их целям и стратегиям.

При построении организации необходимо учитывать принцип единства целей и принцип эффективности. Построение начинается с создания структуры ролей, которые связаны с делегированием полномочий.

Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы предприятия для выполнения определенных задач. Полномочия должны делегироваться должности, а не конкретному лицу.

Различают два основных вида полномочий:

ü  линейные полномочия;

ü  штабные (аппаратные) полномочия.

Линейные полномочия передаются непосредственно от руководителя к подчиненному. Их делегирование создает иерархию уровней управления, которая называется скалярной цепью команд. Скалярная цепь команд связана с уровнями иерархии и диапазоном управления. Рекомендуется диапазон управления (число подчиненных) выбирать от 3 до 10. Существует формула Грайкунаса, которая устанавливает соотношение между числом должностных связей и диапазоном управления.

Число должностных связей m = n · (2n-1 + n – 1), где

n – число подчиненных (диапазон управления).

Если n = 8, то m = 1080.

Если n = 18, то m = 2259602.

Увеличение числа уровней иерархии уменьшает скорость обмена информацией, кроме того, возможно искажение информации, при этом уменьшается диапазон управления.

Штабные полномочия делятся на:

ü  консультативный аппарат, который консультирует линейное руководство по узким вопросам;

ü  обслуживающий аппарат, который готовит линейному руководителю информацию, предложения по принятию решений;

ü  личный аппарат – разновидность обслуживающего аппарата, но с большим диапазоном функций.

Штабные полномочия бывают:

ü  рекомендательные параллельные;

ü  функциональные;

ü  линейные в пределах своего штабного аппарата.

 

  1. 2. Построение организации

Построение организации начинается с выбора организационной структуры, которая должна базироваться на стратегических планах организации в соответствии с ее целями. В процессе выбора структуры выделяется несколько этапов:

1)      деление организации по горизонтали на блоки, соответствующие важнейшим направлениям по реализации стратегии, и установление соответствия между видами деятельности и линейными штабными полномочиями;

2)      создание цепи команд;

3)      определение штабных обязанностей и их закрепление за конкретными лицами.

Организационные структуры делятся на 2 класса:

ü  бюрократические (механистические);

ü  адаптивные (органические).

Принципы построения бюрократических структур:

1)      четкое разделение управленческого труда;

2)      иерархичность управления;

3)      наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих однородность выполняемых обязанностей, скоординированность задач;

4)      дух формальной обезличенности при выполнении должностных обязанностей;

5)      осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями и защита от увольнений.

Подобная структура называется еще классической или традиционной и используется практически во всех видах муниципальных учреждений.

Достоинства бюрократической структуры:

1)      четкое распределение обязанностей;

2)      формализованность;

3)      принцип единоначалия.

Недостатки бюрократической структуры:

1)      при увеличении значимости формализованных правил и норм, что уменьшает гибкость поведения организации, формально бюрократ не может быть наказан за неадекватные действия, осуществляемые в рамках заданных норм и правил;

2)      отсутствие гибкости при общении с клиентами и внутри организации.

Виды бюрократических структур:

1)      Линейная структура реализует только линейные полномочия, выполняется принцип единоначалия и необходима полная компетенция руководителя во всех вопросах.

Достоинства линейной структуры:

ü  простота;

ü  ясность и четкость подчинения;

ü  личная ответственность руководителя за все виды управленческой деятельности.

Недостаток линейной структуры:

ü  система предъявляет очень высокие требования к руководителю.

2)      Функциональная (линейно-штабная) структура. Организация делится на блоки, имеющие четко очерченные задачи, руководители которых подчиняются директору. Мелкие подразделения имеют, иногда, двойное подчинение (нарушается принцип единоначалия). Уменьшаются требования к руководителям. Подобную систему целесообразно использовать в средних по размерам организациях. Большинство предприятий городского хозяйства по подобному принципу и построены.

Достоинства функциональной структуры:

ü  стимулирование деловой и профессиональной специализации;

ü  уменьшение дублирования, экономия ресурсов в функциональных областях.

Недостатки функциональной структуры:

ü  возможность конфликтов между функциональными подразделениями
из-за различных целей;

ü  длинная цепь команд в большой организации.

3)      Дивизиональная структура.

Деление на подразделения по следующим принципам:

ü  По группам товаров: продуктовая структура (например, водоканал: водоснабжение и водоотведение).

Достоинства продуктовой структуры: управляющее подразделение отвечает за все вопросы, касающиеся данного вида услуги.

Недостатки продуктовой структуры: увеличение затрат труда из-за дублирования функций.

ü  По группам покупателей.

ü  По регионам или по территориальному принципу (например, горгаз).

Достоинство: упрощается связь с потребителями.

Недостаток: повышенные требования к кадрам.

Цель дивизиональной структуры: обеспечить более эффективную реакцию на какой-либо фактор окружающей среды.

Адаптивные (органические) структуры – это структуры, приспособленные к изменениям внешней среды и новым технологиям. Структуры используются, когда возникающие проблемы и действия трудно поддаются анализу (делению на отдельные элементы) и отпадает значительная часть формальных характеристик. Взаимодействия осуществляются, в основном, по горизонтали и напоминают консультацию, а не приказы начальника, руководители не считаются всезнающими.

Типы адаптивных структур:

1)      Проектная организация - это временная структура, создаваемая для решения конкретных задач (проекты по водоснабжению, канализации, электроснабжению). Достоинство проектной организации – концентрация всех ресурсов на решении единственной задачи. Характерно создание временной группы, которая является копией функциональной структуры для организации, и руководителю проекта подчиняются все ресурсы.

2)      Матричная структура реализует преимущества функциональной и проектной структуры. Проектная структура накладывается на постоянную для данной организации функциональную структуру. Члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителю своего функционального подразделения. Руководители проекта обладают проектными полномочиями, а руководители функциональных подразделений делегируют часть своих полномочий руководителям проектных групп.

Недостатки матричной структуры:

ü  сложность структуры;

ü  наложение горизонтальных и вертикальных полномочий, подрывающих принцип единоначалия.

Достоинства матричной структуры:

ü  гибкость по сравнению с функциональной структурой;

ü  способность перераспределять ресурсы.

Матричная структура является компромиссом между проектной структурой и бюрократической, позволяет использовать постоянные кадры.

3) Структура типа конгломерата. Для нее характерно наличие центральной группы, занимающейся вопросами долгосрочного прогнозирования, выработки стратегии, распределения финансовых ресурсов. Центральная группа решает вопросы продажи и покупки новых подразделений.

С организационными структурами связаны такие понятия, как централизация и децентрализация. Централизация и децентрализация – понятия относительные, то есть чисто централизованных и децентрализованных организацией не существует.

Степень централизации определяется следующими характеристиками: 

1)      Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях.

2)      Важность решений, которая характеризуется связью с затратами ресурсов или направлением деятельности организации.

3)      Последствия решений.

4)      Количество контрольных показателей за работой подчиненных и т.д.

Достоинства централизации:

ü  улучшение контроля и координации;

ü  подчинение работы всех подразделений общей цели;

ü  использование опыта и знаний персонала административного органа.

Достоинства децентрализации:

ü  возможность более качественной переработки информации, что улучшает качество решений;

ü  близость руководителя  к проблеме;

ü  стимулирование инициативы;

ü  децентрализация способствует подготовке молодых руководителей к более высоким должностям.

Децентрализованные структуры целесообразны для крупных организаций с динамично развивающейся окружающей средой, а централизованные эффективны для небольших организаций, работающих в мало изменяющихся условиях.

 

 

 

  1. 3. Понятие операционной системы

Z

 

F (X,Y,Z)

X                          Y

 

X – вход;

Y – выход;

Z – внешнее воздействие;

F (X, Y, Z) – оператор, преобразующий вход в выход.

Оператор – это действие, в результате которого производится продукция или услуги, являющиеся выходом системы.

Термин операция можно считать почти синонимом термина производство, однако термин операция шире, так как включает все виды деятельности.

Операционная система – это полная система деятельности организации.
В операционной системе различают 3 подсистемы:

1)      Перерабатывающая подсистема.

2)      Обеспечивающая подсистема.

3)      Подсистема управления и контроля.

 

 

 

 

 

Перерабатывающая подсистема

X                                         Y

 

 

 

 

 

 

Организация операций включает в себя:

1)      разработку и реализацию общей стратегии деятельности организации;

2)      разработку и внедрение операционной системы, операционного процесса, месторасположение производственных мощностей, проектирование предприятия, установление стандартов и норм;

3)      планирование и контроль текущей деятельности системы.

 

  1. 4. Классификация операционных систем
  2. Классификация по Вудворд (традиционная или классическая классификация) предназначена для производственных систем:

1)       Проектная система или единичное производство. Здесь каждая единица выхода уникальна, операционный процесс имеет единичный характер,
и все ресурсы сосредоточены на одном или нескольких проектах.

2)       Мелкосерийная система (производство). Отдельные подразделения специализированы на выполнении различных операций. Объекты переработки проходят через систему небольшими группами по разным маршрутам, так как технология их переработки может несколько отличаться (для городского хозяйства – ремонтные работы в жилом секторе).

3)       Система массового производства. Для нее характерны большие объемы стандартизированных выходов, ресурсы системы упорядочены и могут образовывать технологическую линию или поток (для городского хозяйства – организация движения и ремонта транспорта).

4)       Система с непрерывным процессом. Она производит непрерывный поток одинакового выхода, измеряемого в единицах объема, площади, времени, веса. Ресурсы поступают в систему непрерывным потоком и проходят через всю систему (для городского хозяйства – водоснабжение).

  1. Классификация по Томсону:

1)       Многозвенные технологии представляют собой серию взаимосвязанных задач, выполняемых последовательно, и соответствуют массовым непрерывным производствам (транспортные предприятия, водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение).

2)       Посреднические технологии. При помощи таких технологий организуются встречи двух субъектов: заказчика и исполнителя (служба единого заказчика).

3)       Интенсивные технологии – применение специальных приемов, навыков, услуг для изменения в исходном материале, поступающем в производство. Целью таких технологий является достижение максимальной гибкости операций. В городском хозяйстве к таким технологиям относятся аварийно-восстановительные работы и соответствующие службы.

 

  1. 5. Проектирование операционного процесса

При проектировании операционного процесса необходимо составить перечень вариантов, определить критерии для выбора вариантов и выбрать наилучший вариант в соответствии с критерием.

Выбор вариантов производится в следующих областях:

1)      тип перерабатывающей подсистемы;

2)      собственное производство комплектующих или их приобретение;

3)      выполнение некоторых операций своими силами или передача субподрядчикам;

4)      методы переработки (например, для работ по водоснабжению: хлорирование и озонирование);

5)      степень автоматизации и механизации;

6)      степень специализации труда работающих.

Критерии:

1)      операционная или производственная мощность;

2)      экономическая эффективность;

3)      гибкость;

4)      производительность;

5)      надежность;

6)      ремонтопригодность;

7)      стандартизация;

8)      безопасность.

Городское хозяйство производит, в основном, услуги, поэтому при проектировании предприятий городского хозяйства необходимо учитывать особенности проектирования операций в сфере услуг:

ü  тесное взаимодействие с потребителями;

ü  высокая степень индивидуализации выхода;

ü  высокая трудоемкость.

Кроме того, при проектировании необходимо учитывать следующие особенности предприятий городского хозяйства:

1)      местоположение предприятий, в основном, определяется местоположением потребителей;

2)      потребности и желания потребителей превалируют над соображениями технологичности;

3)      календарное планирование работ зависит от потребителей;

4)      определение и измерение качества может оказаться затруднительным, хотя некоторые параметры, определяющие качество услуг, существуют (например, параметры качества воды);

5)      работники должны обладать навыками общения с потребителями, особенно это касается диспетчерских служб;

6)      производственные мощности рассчитываются по пиковому спросу, а не по среднему;

7)      создание запасов для использования в час пик может быть затруднено;

8)      эффективность работы служащего в городском хозяйстве плохо измеряется, так как она может быть связана с малым спросом;

9)      крупные предприятия не типичны;

10)  маркетинг и производство иногда трудно отличаются друг от друга.

Совершенствование операций в сфере услуг, в том числе и в организации городского хозяйства, идет по следующим направлениям:

1)      увеличение участия потребителей;

2)      поиск замены ручного труда техникой.

Проектирование производственных мощностей начинается с выбора местоположения предприятия, при этом учитываются следующие факторы:

1)      совместимость с соседними объектами;

2)      геометрия производственной площадки;

3)      наличие предпочтительных видов транспорта;

4)      объем транспортных перевозок и подъезды к предприятию;

5)      наличие и стоимость энергоснабжения и других услуг;

6)      соответствие внешнего вида площадки характеру предприятия;

7)      близость к жилью и другим объектам для служащих на данном предприятии;

8)      местоположение конкурентов.

После выбора площадки определяется расположение производственных или операционных ресурсов. Существуют следующие виды расположения ресурсов:

1)      Полуоперационная функциональная схема, когда ресурсы группируются по признаку выполняемой работы. Схема характерна для интенсивной технологии и основной задачей является минимизация транспортных операций или передвижений клиента.

2)      Линейная или поточная планировка, применяемая в многозвенной технологии.

3)      Фиксированная позиционная планировка, которая используется для реализации проекта и носит временный характер. Изделия и потребители здесь неподвижны, а ресурсы подаются по мере переработки. Основным критерием является то, чтобы ресурсы не мешали друг другу.

 

  1. 6. Оперативное управление операциями

Формализованное оперативное управление является составной частью деятельности организации.

Целью оперативного управления является обеспечение четкой работы спроектированной системы и спланированного операционного процесса.

Любая система оперативного управления включает следующие элементы:

1)    Управляемый процесс или объект.

2)    Обратная связь состоит из:

а)       Сравнительный элемент или компаратор, который сравнивает выходные параметры с нормативами.

б)       Планирующая подсистема разрабатывает эти нормативы, то есть нормы производительности и качества процесса.

в)       Корректирующий (исполнительный) элемент корректирует операционный процесс при отклонениях от нормы.

Управляемый

процесс или объект

 

Х                                                                                     Y

 

 

 

 

 

 

 

Различают 3 основные стратегии планирования совокупного выхода:

1)      Постоянный объем выпуска при постоянной численности рабочей силы. Разница между спросом и выходом компенсируется за счет запасов или портфеля отложенного спроса. Подобная стратегия используется в капиталоемких производствах с относительно низкими затратами на хранение выхода.

2)      Переменный объем выпуска при постоянной численности рабочей силы. Расхождения регулируются сверхурочными работами, отгулами, передачей части работ субподрядчикам. В производстве используется в наукоемких отраслях и там, где требуются квалифицированные кадры или подача запасов затруднена.
В городском хозяйстве такая система применяется при аварийно-восстановительных работах.

3)      Переменный объем выпуска при переменной численности рабочей силы. Используется в трудоемких производствах с неквалифицированной рабочей силой и при сезонных работах.

4)      Гибридная.

Основные функции оперативного управления:

1)      Календарное планирование – это привязка сроков выполнения работ к конкретным календарным датам. Инструментами календарного планирования являются ленточные графики (графики Гантта), которые используются для простых работ, и система сетевого планирования и управления, которая используется для более сложных работ с возможным распараллеливанием.

Выполнение сложных технических комплексов, например: капитальный  ремонт жилых зданий, строительство, монтаж производственных линий, научно-технические и научно-исследовательские разработки, составление бизнес-планов и т.д., представляют собой непрерывный процесс, при котором потребляются большие материальные, трудовые, денежные, временные и другие ресурсы. Для того чтобы эти ограниченные ресурсы были использованы с максимальным эффектом, требуются специальные методы, с помощью которых  можно было бы наиболее рационально использовать их, и, в первую очередь, согласовать сроки начала и окончания каждой из отдельных работ. Наиболее перспективными в этом отношении является методы сетевого планирования и управления (СПУ)  основанные на построении сетевых  моделей. Системы сетевого планирования и управления являются комплексом графических и расчетных методов, организованных мероп­риятий и контрольных приемов, обеспечивающих моделирование, ана­лиз и динамическую перестройку плана выполнения сложных проектов и разработок.

Сетевой график - информационно-динамическая модель, в которой изображаются взаимосвязи и результаты всех работ, необходимых для достижения конечной цели разработки. В сетевом графике детально или укрупненно показывается, что, в какой последовательности, ког­да, для чего необходимо выполнить.

Сетевые графики позволяют проводить оптимизацию по следующим критериям:

а)       минимизация сроков выполнения работ;

б)      минимизация затрат на выполнение работ.

Основные параметры сетевых графиков:

а)       критический путь;

б)      ранние и поздние сроки начала и окончания работ, которые позволяют рассчитать различные резервы времени: полные, свободные, работ, событий.

Путь - любая последовательность в сетевом графике, в которой конечное событие одной работы совпадает с начальным событием сле­дующей за ней работы.

Критический путь - наиболее протяженная по времени цепочка работ, ведущих от исходного события к завершающему. Любые пути, имеющие определенные резервы времени, называются ненапряженными, а пути, которые после сокращения критического пути также становятся критическими, - подкретическими путями.

Ранний срок наступления события - это минимальный срок, необходимый для выполнения всех работ, предшествующих данному со­бытию.

Поздний срок наступления события - это максимальный из допустимых моментов наступления данного события, при котором воз­можно соблюдение директивного (или расчетного) срока наступления завершающего события.

Зная ранние и поздние сроки наступления событий, можно для любой работы определить также ранние и поздние сроки начала и окончания работы.

Резерв времени события - это такой промежуток времени, на который может быть отсрочено наступление события без нарушения сроков завершения всего комплекса работ.

Полный резерв времени - это максимальное количество времени, на которое можно увеличить продолжительность данной рабо­ты, не изменяя при этом продолжительности критического пути.

Свободный резерв времени - это максимальное количест­во времени, на которое можно увеличить продолжительность работы или отсрочить ее начало, не изменяя при этом ранних сроков начала работ, при условии, что начальное событие этой работы наступило в свой ранний срок:

Исходной информацией для вычисления всех этих параметров является время выполнения (трудоемкость) каждой работы tij. В общем случае этот параметр является случайной величиной.

Для расчета сетевых графиков применяются стохастические методы, при использовании которых время выполнения работ задается в виде закона распределения (чаще всего -распределения). Частным случаем является детерминированный сетевой график.

Базируясь на полученных параметрах, можно произвести оптимизацию. Оптимизация по первому критерию возможна в том случае, если мы можем трудовые резервы перебросить с одной работы на другую, то есть работники обладают соответствующими знаниями и навыками, чтобы выполнять другие работы. Работники перебираются с ненапряженных путей на критический путь. В первую очередь, это позволяет сократить срок выполнения работ. Если этого сделать нельзя, то применяется второй способ (критерий минимизации затрат): лишние работники с выполнения работ снимаются.

2)      Диспетчеризация. Эту функцию выполняют корректирующий элемент и сравнительный элемент. Диспетчеризация – это координация выполнения календарных планов. Диспетчерская служба следит за выполнением плана и, при необходимости, вмешивается. На сетевых предприятиях диспетчерская служба называется аварийно-диспетчерской, поскольку невыполнение плана на сетевых предприятиях связано с авариями или катастрофами.

При выполнении функции оперативного управления операциями могут использоваться следующие экономико-математические методы:

1)      Методы математического программирования. Разновидностью линейного программирования является транспортная задача:

ü  закрепление депо за маршрутами;

ü  привязка районов к полигонам и мусороперерабатывающим заводам;

ü  оптимизация производственной программы по ремонту транспортных единиц;

ü  задача оптимального раскроя.

2) Модели массового обслуживания. Описывают работу систем массового обслуживания, когда система состоит из нескольких обслуживающих каналов, и в систему поступают заявки на обслуживание. Данная теория – аналитическая, чтобы ею пользоваться, необходимы некоторые предпосылки.

Предпосылки теории массового обслуживания:

а) Поток заявок должен быть пуассоновским, то есть стационарным, ординарным и без последействия.

- это вероятность того, что за время  в систему                                       поступит m заявок.

Время между двумя соседними заявками будет подчиняться показательному закону:

- плотность;

- интегральный закон;

- математическое ожидание.

Таким образом, параметр  - среднее число заявок в единицу времени; дисперсия – время между двумя заявками: .

б)  Время обслуживания также должно подчиняться показательному закону:

, где

- величина, обратная среднему времени обслуживания одной заявки.

Система массового обслуживания делится на 2 части:

1)      системы с отказами;

2)      системы с ожиданиями.

В частности, можно определить вероятность того, что k каналов из n заняты:

- формула Эрланга, где .

Если положить k = n, то Рn будет вероятность отказа, то есть вероятность того, что заявка обслужена не будет.

Если условия применения теории массового обслуживания не выполняются, то используется метод Монте-Карло.

Модели математического программирования и массового обслуживания имеет смысл применять только в том случае, когда оперативное управление операциями хорошо организовано и есть финансовые возможности на исследования в этой области.

 

  1. 7. Организация поточного производства и ремонта

Поточное производство реализует следующие принципы организации:

1)      специализация;

2)      параллельное выполнение работ;

3)      пропорциональность;

4)      прямоточность;

5)      непрерывность;

6)      ритмичность.

Для поточного производства характерно детальное расчленение технологического процесса, создающего предпосылки для автоматического производства. Первичным звеном в поточном производстве является поточная линия - это группа рабочих мест, на которых осуществляется в соответствии с вышеперечисленными принципами производственный процесс.

Достоинство поточного производства: повышение производительности труда.

Недостатки поточного производства:

1)      снижение производительности труда, которое обусловлено монотонностью труда;

2)      недостаточная гибкость поточного производства.

Виды поточных линий:

1)     однономенклатурные;

2)     многономенклатурные;

3)     прерывные;

4)     непрерывные (конвейер);

5)     со свободным ритмом;

6)     с регламентируемым ритмом;

7)     автоматические;

8)     механизированные;

9)    с применением ручного труда;

10)  с применением автоматических транспортных средств;

11)  с применением неавтоматических транспортных средств;

12)  без транспортных средств.

При проектировании поточных линий рассчитывается ряд показателей:

1)      Такт – промежуток времени между выпуском отдельных изделий. Такт рассчитывается как отношение действительного фонда времени в плановом периоде к плановому заданию за тот же период.

2)      Темп – количество изделий, выпускаемое за единицу времени. Темп характеризует производительность поточной линии.

3)      Количество оборудования.

4)      Количество рабочих мест.

5)      Загрузка рабочих мест.

6)      Скорость движения конвейера.

Процесс расчета всех показателей называется синхронизацией поточной линии.

Если часть работ можно производить параллельно, то при расчете поточной линии используются методы СПУ.

Различают 2 вида ремонтных работ:

1)      аварийный ремонт (осуществляется при непосредственной поломке, аварии);

2)      планово-предупредительный ремонт.

На большинстве предприятий городского хозяйства применяют аварийный ремонт вследствие недостатка финансовых средств. Планово-предупредительный ремонт используется на транспорте, в системе ГорГаза и на теплосетях при подготовке к зиме.

Сущность системы планово-предупредительного ремонта: после отработки единицей оборудования определенного количества времени или пробега производятся профилактические осмотры и различного вида ремонты.

Планово-предупредительный ремонт предусматривает выполнение следующих работ:

1)      межремонтное обслуживание в период эксплуатации (уход за оборудованием, его регулировка);

2)      периодические осмотры (различные испытания оборудования и его промывка);

3)      периодические плановые ремонты:

ü  малый ремонт;

ü  средний ремонт;

ü  капитальный ремонт;

4)      модернизация.

Все мероприятия планово-предупредительного ремонта осуществляются
в установленные сроки по заранее разработанному плану-графику. Все работы нормируются.

Одним из важных параметров в системе планово-предупредительного ремонта является ремонтный цикл – период работы между двумя капитальными ремонтами. Ремонтный цикл имеет определенную структуру, то есть порядок чередования ремонтов и осмотров.

Кроме системы планово-предупредительного ремонта существует также система планово-предупредительного обслуживания, которая несколько отличается. Отличия:

1)      сроки обслуживания при выполнении малых и средних ремонтов устанавливаются не на основе нормативов длительности производственного цикла, а индивидуально для каждой единицы оборудования путем анализа статистических данных об отказах и на основе проведения специального обслуживания;

2)      система регламентирует не только сроки выполнения работ, но и их содержание, предусматривает проведение следующих видов работ:

а)       ежемесячное техническое облуживание оборудования;

б)       проведение инспекционных оценок;

в)       проведение плановых капитальных ремонтов.

 

Тема 3.  Организация труда
  1. Научная организация труда
  2. Организация технического нормирования

 

  1. 1. Научная организация труда

Научная организация труда начинается с декомпозиции.

Формы разделения труда (декомпозиции):

1)      технологическое разделение труда по стадиям технологического процесса;

2)      квалификационное разделение труда, когда выполнение работы определенного вида зависит от квалификации работников;

3)      функциональная декомпозиция, когда выполняются различные производственные функции (основные, вспомогательные, обслуживающие).

Разделение труда предполагает и кооперацию, то есть обратный процесс – объединение работников для участия в связанных процессах труда. Кооперация находит выражение в совмещении профессий и бригадной форме организации труда.

Также научная организация труда включает организацию рабочих мест. Рабочее место – это четко ограниченный участок производственной деятельности одного или нескольких работников с учетом требований технологического процесса и организации труда. С организацией рабочих мест связана наука, которая называется эргономика. Эту науку придумали англичане во время второй мировой войны.

Существует 2 направления совершенствования научной организации труда:

1)      адаптация человека к внешним условиям;

2)      адаптация внешних условий к человеку (эргономика).

В 70-х годах ХХ века в СССР были разработаны ГОСТы по эргономике.

ГОСТ 12.2.032-78 «Рабочее место при выполнении работы сидя. Общие требования». ГОСТ предлагал зону достижения моторного поля в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Выделяются 3 зоны:

ü  оптимальная зона моторного поля;

ü  зона досягаемости;

ü  зона максимальной досягаемости.

ГОСТ также устанавливает 3 зоны обзора: 30˚, 60˚ и 120˚ вокруг сагиттальной плоскости (линии взгляда человека).

ГОСТ 12.2.033-78 «Рабочее место при выполнении работы стоя» устанавливает зоны при работе стоя.

При организации рабочих мест также учитываются психо-физиологические факторы (темп работы, ритм работы и др.), эстетические факторы (выбор цветовой гаммы) и санитарные факторы (освещение, шум, вибрация, состояние воздушной среды).

Направления выбора цветовой гаммы:

ü  использование контрастных цветов;

ü  использование спокойных цветов;

ü  использование теплых и холодных цветов (создание иллюзий).

Методы изучения трудовых процессов: фотохронометражное наблюдение, фото- и киносъемки (применяются для расчленения трудового процесса на микроэлементы).

 

  1. 2. Организация технического нормирования

Основная цель нормирования – это установление мер и затрат труда.

Различают следующие оценки затрат труда:

1)      норма времени;

2)      норма выработки;

3)      норма обслуживания;

4)      норма времени обслуживания;

5)      норма численности.

Норма времени – сколько времени затрачивается:

а)       для производства единицы продукции;

б)      для производства единицы работы.

Норма выработки – количество продукции, которое производится в единицу времени.

Норма обслуживания – количество единиц оборудования, количество площадей, подлежащих обслуживанию одним работников или группой (например, площадь, которую дворник должен убирать).

Норма времени обслуживания – время, необходимое для обслуживания единицы оборудования в течение календарного периода.

Норма численности – сколько работников требуется для обслуживания объекта.

Классификация норм. Нормы могут быть:

1)      опытно-статистическими (нормы устанавливаются на базе измерений);

2)      технически-обоснованными (устанавливаются при помощи технического нормирования, то есть производятся расчеты, которые учитывают условия труда, технологический процесс и т.д.).

Для установления норм времени необходимо знать, как используется рабочее время в течение смены.

Рабочее время делится на:

ü  нормируемое (время на выполнение производственного задания);

ü  ненормируемое (время, связанное с форс-мажорными обстоятельствами).

Нормируемое время делится на:

ü  подготовительно-заключительное;

ü  оперативное;

ü  обслуживания рабочих мест;

ü  отдыха и личных надобностей.

Оперативное время делится на:

ü  основное;

ü  вспомогательное.

Время обслуживания делится на:

ü  техническое;

ü  организационное.

Ненормируемое время делится на:

ü  время перерывов, независящих от работника;

ü  время перерывов, зависящих от работника;

ü  время работы, не предусмотренной производственным заданием.

Для изучения затрат рабочего времени используются следующие методы:

1)      непосредственное измерение (хронометраж, фотография рабочего дня);

2)      метод моментных наблюдений.

Хронометраж используется для определения норм и уточнения действующих норм. Недостатком хронометража является большая трудоемкость. Достоинства хронометража: точность и наглядность. Процесс хронометрирования включает в себя расчленение технологической операции на отдельные элементы, установление продолжительности этих элементов, анализ результатов наблюдения. Если объектом исследования являются все элементы оперативного времени, то хронометраж называется сплошным, если отдельные элементы, то – выборочным. Норма времени определяется как среднеарифметическая по замерам.

Фотография рабочего дня – это сплошное наблюдение с целью изучения затрат рабочего времени в течение смены или ее части. Целью фотографии рабочего дня является определение потерь рабочего времени и установление причин, их вызывающих.

Для наблюдения за большим количеством работников проводится выборочное наблюдение (метод моментных наблюдений). Моментные наблюдения производятся путем обхода участков, где расположены рабочие места, по определенному маршруту.

Существующие методы нормирования делятся на 2 группы:

1)      Суммарные методы: опытные, статистические и методы сравнений.

2)      Аналитические методы: аналитически-расчетные и исследовательские.

Основными методами установления технически обоснованных норм времени, базирующимися на анализе процесса, являются:

ü  расчет норм времени по нормативам (аналитически-расчетный метод);

ü  расчет норм времени по типовым нормам (расчетно-сравнительный метод);

ü  расчет норм времени на основе изучения затрат рабочего времени наблюдения (аналитически-исследовательский метод).

При аналитически-расчетном методе длительность нормируемой операции находят расчетным путем, используя нормативы для определения затрат времени на отдельные её элементы.

При расчетно-сравнительном методе нормы устанавливают на основе сопоставления и расчета типовых операций, типовых технологических процессов, типовой организации труда и рабочих мест.

Аналитически-исследовательский метод основан на исследовании операции в производственных условиях и изучении затрат рабочего времени на её выполнение при помощи хронометража и фотографии рабочего дня. Особое значение этот метод приобретает при изучении и обобщении передовых приемов труда, разработке нормативов для установления технически обоснованных норм расчетным путем. При этом методе выполняют следующее:

1)      изучают процесс в конкретных условиях;

2)      анализируют и проектируют рациональную структуру операции;

3)      разрабатывают и внедряют мероприятия по совершенствованию организации труда на рабочем месте;

4)      рассчитывают и внедряют технически обоснованную норму времени.

 

 

Тема 4.  Субъект и объект городского хозяйства
  1. Понятие о местном и городском самоуправлении
  2. Организация аппарата городского самоуправления
  3. Способы ведения городского хозяйства

 

  1. 1. Понятие о местном и городском самоуправлении

Субъекты городского хозяйства:

1)      Местные органы государственной власти в лице чиновников, то есть исполнительная вертикаль от верховного правителя до глав районов, городов, муниципалитетов.

2)      Городское (общественное) самоуправление.

3)      Смешанные публичные органы с чиновниками, отчасти назначаемыми правительством и отчасти избираемыми населением.

Термин «самоуправление» возник в Англии в 17 веке. Английская система формировалась снизу вверх. Во Франции самоуправление было более ограниченно, чем в Англии, и называлось децентрализованной или муниципальной властью.

При создании системы самоуправления использовались различные подходы, которые потом оформились в виде теорий:

1)      Теория свободной общины, которая независима от государства, является субъектом специальных прав, и чиновники являются представителями общества, а не государства.

2)      Хозяйственная теория, согласно которой самоуправление понимается как заведование общинными делами. Теория опирается на содержание коммунальной деятельности.

3)      Юридическая теория. Органы местного самоуправления выполняют функции государственного управления, но как юридические лица они являются общественными, а не государственными органами. Самоуправление выступает как субъект прав, которые государство передало обществу.

4)      Государственная теория. Самоуправление – это часть государства и сводится к возложению на местное общество задач государственного управления.

Генетические особенности различных теорий самоуправления:

1)      Английский подход: государство рассматривается как большая община,
и власть передается снизу.

2)      Немецкий подход: соединение государственной бюрократии с местным самоуправлением.

3)      Французский подход: централизованная государственная система, поделенная на департаменты с совещательным значением самоуправления.

Признаки городского самоуправления:

1)      Различия в характере власти. Как правило, органы местного самоуправления – это подзаконная власть, действующая в пределах, установленных верховной властью.

2)      Разграничение сфер компетенции между централизованной властью и органами местного самоуправления.

3)      Более или менее самостоятельный источник средств.

Преимущества городского самоуправления:

1)      Местные нужды ближе всего местным жителям.

2)      Самоуправление развивает предприимчивость и самостоятельность.

3)      Общественная жизнь равномерно распределяется по всей территории государства, а не стягивается в столицу.

4)      Городское самоуправление связывает администрацию с народом.

5)      При местном самоуправлении горожане ближе знакомятся с общественными делами.

6)      Самоуправление – это подготовительная школа для государственных деятелей.

Объем компетенции, прав и обязанностей самоуправления определяется действующим законодательством, обычным правом и инициативой муниципальных органов, если действующее законодательство прямо не запрещает.

В разных странах и в разное время в компетенцию городского хозяйства входили разные отрасли:

1)      городское благоустройство;

2)      энергетическое хозяйство (газ, электричество, тепло);

3)      земельное хозяйство;

4)      планировка и перепланировка города;

5)      строительство зданий;

6)      эксплуатация зданий;

7)      зеленые насаждения;

8)      дороги, мосты, дамбы;

9)      транспорт и связь;

10)  регулирование уличного движения;

11)  освещение улиц;

12)  водоснабжение;

13)  очистка (канализация, уборка мусора);

14)  санитарные предприятия (бани, прачечные);

15)  врачебная помощь;

16)  похоронное дело;

17)  борьба с эпидемией;

18)  организация питания;

19)  служба занятости и социальное обеспечение;

20)  торгово-промышленная политика;

21)  общественное призрение;

22)  пожарное дело;

23)  политика безопасности;

24)  народное образование;

25)  муниципальная культура.

Муниципальные права:

1)      Право юридического лица (заключение контрактов, приобретение и отчуждение имущества, иски и ответы в суде, займы и т.д.).

2)      Право распоряжения городским имуществом.

3)      Право заведования муниципальными предприятиями.

4)      Право установления собственных сборов, повинностей, распоряжения финансами.

5)      Право таксирования (установление налогов на товары и ограничения по заработной плате).

6)      Право юридического отчуждения частных имуществ.

7)      Право издания муниципальных постановлений.

Муниципальные обязанности делятся на:

1)    Хозяйственные.

2)    Общегосударственные.

Они обусловлены законодательством и обязаны выполняться.

 

  1. 2. Организация аппарата городского самоуправления

В конце 19 – начале 20 веков в России сложилась система местного самоуправления, которая законодательно оформилась в 1892 году в виде Городового Уложения. В 1906 и 1908 годах Городовое Уложение было скорректировано. Были созданы распорядительные организации в виде Городских Дум и появились исполнительные органы власти – Городские Управы. Управа избиралась Думой из гласных и обычных избирателей. Возглавлял Управу Городской Голова, который назначал и смещал должностных лиц городского самоуправления. С 1917 года эти органы были заменены Советами и исполнительными органами стали исполкомы.

Современная структура городского самоуправления стала создаваться в 90-х годах. Руководителей городов стали называть мэрами, а исполнительные органы – мэриями. Подразделения мэрии назывались департаментами.

Главными департаментами мэрий были:

1)      Департамент городских префектур (занимался делами ЖКХ).

2)      Транспортный департамент.

3)      Департамент энергетики и инженерных коммуникаций.

В настоящее время система несколько изменена, но эти подразделения остались, а названия поменялись на управления.

Численность работников городского управления постоянно растет.

 

  1. 3. Способы ведения городского хозяйства

Выделяют следующие способы ведения городского хозяйства:

1)      Муниципализация – это переход в собственность города как субъекта управления общественно-значимых предприятий. Согласно такому подходу городские предприятия должны принадлежать городу. При этом имеют место
4 принципа хозяйствования:

  1. Принцип чистого расхода или бесплатных услуг.
  2. Пошлинный принцип или по себестоимости.
  3. Частно-хозяйственный принцип (учитывает получение нормальной конкурентной прибыли).
  4. Налоговый принцип: использование монопольной цены для получения сверхдоходов.

2)      Муниципально-подрядная и муниципально-арендная система. Работы ведут частные подрядчики, которые присваивают себе часть прибыли.

3)      Муниципально-концессионная система. Создается акционерное предприятие и у города имеется пакет акций такого предприятия.

4)      Чистая концессия. На определенный срок передается право ведения хозяйства другому субъекту.

Муниципализация

Главная причина муниципализации – это рост общественного значения организаций, удовлетворяющих общественные потребности, а также появление естественных монополий.

Достоинства муниципализации:

1)      Возможность более дешевого обслуживания населения по сравнению с частными предприятиями. Если есть прибыль, то она идет на пользу всему городу.

2)      Уменьшается коммерческий риск.

3)      Улучшаются условия кредита.

4)      В некоторых случаях снижаются издержки производства.

Недостатки муниципализации:

1)      Рост городской задолженности.

2)      Бюрократизация.

3)      Безхозяйственность.

Виды муниципальных предприятий:

ü  монопольные и немонопольные;

ü  основные и обеспечивающие;

ü  чистые и смешанные;

ü  хозрасчетные и сметные.

Формы организации управления на муниципальных предприятиях:

1)      Коллегиальные или выборные органы.

2)      Выборные комиссии муниципалитета или городской администрации.

3)      Представитель муниципальной власти.

4)      Единоначальное управление специалистами по контракту.

Муниципально-подрядная и муниципально-арендная система

Это компромиссная система и используются они там, где есть конкуренция, то есть где  возможна минимизация расходов путем проведения торгов или конкурсов.

Муниципально-концессионная система

В ней объединяются достоинства частных предприятий, эффективность, отсутствие консерватизма с контролем муниципальных властей и учетом общих интересов.

Недостаток  муниципально-концессионной системы: трудность совмещения частных интересов с общими.

Городская концессия

Уступка на определенный срок на договорных условиях в пользование частному предприятию городского имущества, ведение и эксплуатация предприятий, имеющих общегородское значение. Это вынужденная мера, когда городское управление не справляется со своими задачами.

Достоинства: с точки зрения населения их нет.

Недостатки:

1)      Доход переходит в частные руки.

2)      Возникает чуждое вмешательство в городскую политику на много лет.

3)      Необеспеченность интересов потребителей, то есть очень высокие тарифы.

4)      Хищническая эксплуатация основного капитала.

5)      Технический консерватизм из-за монополизации.

Вывод. Выбрать какую-либо одну систему достаточно сложно, поскольку каждая система имеет свои достоинства и недостатки. В разное время и в разных странах применяются различные системы.

 

 

Тема 5.  Предприятия городского хозяйства
  1. Организация городского транспорта
  2. Организация городских предприятий энергетики и инженерных коммуникаций
  3. Организация жилищного хозяйства и предприятий внешнего благоустройства

 

  1. 1. Организация городского транспорта

Старейший вид транспорта – трамвай. Затем появился автобус, троллейбус, метрополитен и легковой вид транспорта. Впервые трамвай появился в
г. Житомире в 1892 году. В Москве первый автобус появился в 1924 году, троллейбус – в 1933 году. В Рязани первый троллейбус появился в 1949 году.

Сравнительные характеристики видов транспорта:

1)      Наибольшая капиталоемкость:

ü  метро;

ü  трамвай;

ü  троллейбус;

ü  автобус.

2)      Пропускная (провозная) способность:

ü  метро;

ü  трамвай;

ü  троллейбус;

ü  автобус.

3)      Текущие затраты:

ü  трамвай.

4)      Маневренность:

ü  автобус.

5)      Безопасность:

ü  метро.

6)      Экологичность:

ü  чемпион со знаком «минус» – автобус.

Характеристики транспорта:

1)      Скорость движения:

ü  конструктивная;

ü  предельно-допустимая;

ü  среднегодовая;

ü  скорость сообщения;

ü  эксплуатационная.

2)      Провозная способность – количество пассажиров, перемещаемых за час в одном направлении. Она равна произведению пропускной способности на вместимость.

Нормальная вместимость: 3 пассажира на 1 кв. м.; предельно-допустимая вместимость: 5 пассажиров на 1 кв. м.

3)      Маневренность.

4)      Удобство поездки.

Существует 6 схем планирования транспортных сетей с разными коэффициентами. Коэффициент транспортной сети равен отношению расстояния по прямой к расстоянию по транспортной сети.

Виды сетей:

1)      радиальная;

2)      радиально-кольцевая;

3)      прямолинейная;

4)      прямоугольная;

5)      прямоугольно-диагональная;

6)      треугольная;

7)      комбинированная;

8)      свободная.

Коэффициент равен 0,9 у радиальной, радиально-кольцевой и треугольной сетей.

Показатели сетей:

1)      Плотность – количество транспортных линий, приходящихся на
1 километр площади.

2)      Пропускная способность и т.д.

При организации городского пассажирского транспорта используется маршрутная система. Она предполагает движение по расписанию. При составлении расписания используются графо-аналитический и графический методы.

Методика составления расписания движения включает в себя разделы:

ü  подготовка исходной информации и составление схемы расписания,

ü  составление маршрутного расписания и выписка из него поездных и станционных расписаний,

ü  подбор режимов труда водителей, обеспечивающих выработку месячной нормы рабочего времени.

Расписание движения составляется на основе следующих данных:

ü  характеристика маршрута,

ü  пассажиропотоки,

ü  скорости движения в различные периоды суток,

ü  режимы работы водителей.

Основным документом, в котором собрана эта информация, является паспорт маршрута. При составлении расписания надо детально проверить все используемые данные и на существующий маршрут целесообразно воспользоваться действующим расписанием.

Маршрут характеризуется следующими данными:

ü  протяженность маршрута,

ü  пункты начала и окончания движения,

ü  пункты предоставления обеденных перерывов и отстоев,

ü  время начала и окончания движения на маршруте,

ü  пределы пропускной способности узлов.

Данные о пассажиропотоках собираются путем проведения натурных обследований и отражают потребности в перевозках по маршруту по периодам суток.

Составление расписания движения проводится с целью определения потребного количества машин на маршруте, рационального соотношения выходов с различными режимами труда водителей, которыми располагает хозяйство, и продолжительности работы поездных бригад в соответствии с трудовым законодательством.

Один из методов составления расписания - графоаналитический метод, который включает максимально формализованную вычислительную часть, позволяющую по формулам получить количественные показатели, и графическую, в которой проводится распределение потребной транспортной работы  между отдельными выходами по часам суток.

Процедура графоаналитического расчета состоит из следующих операций:

ü  определение потребного количества машин на маршруте,

ü  определение потребного количества машино-часов работы,

ü  расчет сменности работы машин,

ü  определение рационального времени для обеденного перерыва и отстоя машин,

ü  выравнивание продолжительности работы машин по всем выходам,

ü  назначение обеденных перерывов и определение режимов работы водителей.

В заключение данных операций проверяется выполнение требований «Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей». Затем на основе полученных результатов специалисты проводят закрепление выходов за определенными режимами труда водителей и последующую детальную разработку расписания.

Для решения задачи закрепления троллейбусов маршрутов за депо можно использовать транспортную задачу.

Особенность организации транспортных предприятий заключается в том, что они включают в себя 2 подсистемы:

1)    управление движением;

2)    обеспечивающая подсистема – ремонтная.

 

  1. 2. Организация городских предприятий энергетики и инженерных коммуникаций

В эту группу входят сетевые предприятия:

1)    муниципальные предприятия тепловых сетей;

2)      муниципальные предприятия электросетей;

3)    водоканал;

4)    горгаз.

Водоканал выполняет 2 основные функции:

1)      водоснабжение (обеспечение жителей водой);

2)      водоотведение (канализация).

В соответствии с этим существуют две перерабатывающие подсистемы: подсистема водоснабжения и подсистема канализации и несколько обеспечивающих.

Горгаз. В начале 50-х гг. в Рязани провели газ. Первоначально газификация сопровождалась установлением газовых счетчиков. Горгаз – это единственное сетевое предприятие, которое отвечает за полный цикл доведения услуги до потребителя.

Теплосеть. Распоряжается внутриквартальными сетями и котельными. Магистральными сетями распоряжается Рязаньэнерго; муниципальные предприятия энергосетей и теплосетей – внутриквартальными сетями; ЖЭУ – внутридомовыми сетями.

 

  1. 3. Организация жилищного хозяйства и предприятий внешнего благоустройства

Раньше были ремонтные управления, в 90-х гг. были посредники (служба единого заказчика), сейчас организацией жилищного хозяйства занимаются ЖЭУ.

Предприятия внешнего благоустройства:

ü  Муниципальное предприятие по уборке города, которое отвечает за вывоз мусора из дворов, который утилизируется на специальных полигонах, и вывоз жидких бытовых отходов.

ü  Предприятие по благоустройству города занимается уборкой мусора, снега, следит за мостами, памятниками.

ü  Муниципальное предприятие лесопаркового хозяйства занимается выращиванием цветов, кустарников, содержанием и уборкой парков.

ü  Муниципальное специализированное дорожно-строительное управление занимается асфальтированием улиц.

Санитарная очистка города среди комплекса задач, выполняемых предприятиями внешнего благоустройства, занимает важное место. Влияние результатов санитарной очистки на состояние окружающей среды зависит оттого, насколько она качественно выполняется и полно охватывает весь необходимый комплекс работ. Задачи санитарной очистки решаются на разных уровнях, в связи с чем и планирование мероприятий по их осуществлению ведется на уровне региона, города, жилого массива, а также дворовой территории. В общегородском масштабе решаются, прежде всего, вопросы о типе, мощности и размещении предприятий по обезвреживанию ТБО, строительстве мусороперегрузочных станций, комплектовании парков спецавтомашин в зависимости от типа жилой застройки, размера и протяженности города, характеристики дорожной сети, расстояния вывоза и других местных условий.

Для задачи оптимального прикрепления сооружений по обезвреживанию и утилизации ТБО к жилым районам города с целью минимизации затрат применяется транспортная задача.

Математическая модель имеет вид:

,

,

,

где m – число предприятий по утилизации ТБО;

n – число микрорайонов;

Вi – количество ТБО в микрорайоне;

Сij – затраты по перевозке ТБО из микрорайона до предприятия по утилизации ТБО;

Хij – искомое количество ТБО микрорайона на полигон (мусоросжигающий завод);

Аj – количество ТБО, принимаемое полигоном (мусоросжигающим заводом).

 

Литература

  1. Файберг А.И. и др. Экономика, организация и планирование городского хозяйства. М.: Стройиздат, 1969.
  2. Велехов Л.А. Основы городского хозяйства. М.-Ленинград, 1928.
  3. Варелопуло Г.А. Организация движения перевозок на городском пассажирском транспорте. М.: Транспорт, 1981.
  4. Коган Л.Я. Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов. М.: Транспорт, 1979.
  5. Гардюхин А.И. Эксплуатация газового хозяйства. М.: Стройиздат, 1983.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить