Экономические дисциплины - Исследование соц-экон и политических процессов

Скачать с сервера

рабочая программа дисциплины

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

 

  1. Цели  и задачи дисциплины.

 

Исследование социально-экономических и политических процессов – управленческая дисциплина,  изучающая  виды и типы, свойства и особенности, классификацию социально-экономических и политических процессов.  Деятельность менеджера направлена на формирование знания  по управлению социально-экономическими и политическими процессами.

Целью  изучения дисциплины  является  формирование у студентов  теоретических знаний и практических навыков, необходимых для изучения социально-экономических и политических процессов.

Задачи  изучения дисциплины:

-         приобретение знаний о видах  и типах социально-экономических и политических процессов;

-         получение знаний  о свойствах и особенностях социально- экономических  и политических процессов;

-         изучение общенаучных и конкретно-предметных методов исследований;

-         рассмотрение логических основ системного анализа, формирование целей  исследования, путей и ресурсов проведения исследований.

 

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Исследование социально - экономических и политических процессов» студент должен знать:

-         понятие социально - экономических и политических процессов;

-         виды и типы социально - экономических и политических процессов;

-         управляемые и неуправляемые социально - экономических и политических процессы;

-         свойства и особенности социально - экономических и политических процессов;

-         классификацию социально - экономических и политических процессов;

-         общенаучные и конкретно-предметные методы исследования;

-         логические основы системного анализа;

-         формирование  целей исследования;

-         модели системного анализа;

-         метод структурного построения дерева;

-         методы экспертных оценок;

-         метод Дельфи;

-         мотод  «мозгового штурма»;

-         основы социометрии;

-         анкетные методы исследований.

 

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

160

Аудиторные занятия

72

Лекции

51

Практические занятия

21

Самостоятельная работа

81

Индивидуальные занятия

7

Экзамен

5 семестр

 

 

 

 

 

  1. Содержание дисциплины

Тематический план, аудиторные часы

 

Раздел дисциплины

Лекции

Практ. занятие

Тема 1. Введение в дисциплину «Исследование социально-экономических и политических процессов».

 

2

ПЗ № 1

Тема 2. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы

 

2

ПЗ № 1

Тема 3.   Социально-экономические и политические процессы как объект социальных исследований

 

2

ПЗ № 2

Тема 4.Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования

 

2

ПЗ № 2

Тема 5. Метод сравнительного анализа

 

2

ПЗ № 3

Тема 6.  Социометрия

 

2

ПЗ № 3

Тема 7. Структурно-функциональный анализ

 

2

ПЗ № 4

Тема 8.  Экспертные методы исследования

 

2

ПЗ № 4

Тема 9. Синергетический подход в исследовании социально-экономических и политических процессов

 

2

ПЗ № 5

Тема 10. Методы экспертной оценки в анализе социально-экономических и политических процессов

 

2

ПЗ № 5

Тема 11. Методика проведения экспертных методов анализа

2

ПЗ № 6

Тема 12. Роль игровых методов в определении эффективности принимаемых решений

2

ПЗ № 6

Тема 13.Системный анализ в исследовании

социально-экономических и политических процессов

2

ПЗ № 7

Тема 14.Логические основы системного анализа

2

ПЗ № 7

Тема 15.Модели системного анализа

2

ПЗ № 8

Тема 16.Формирование целей системного анализа, построение «дерева целей»

2

ПЗ № 8

Тема 17. Особенности исследований политических процессов

2

ПЗ № 9

Тема 18. Фактологическое обеспечение исследований

2

ПЗ № 9

Тема 19. Политические исследования методом контент-анализа

2

ПЗ № 10

Тема 20. Политические исследования методом  инвент-анализа

2

ПЗ № 10

Тема 21.Логико-интуитивное и формализованное моделирование

2

ПЗ № 11

Тема 22.Структура и объем прикладного исследования

2

ПЗ № 11

Тема 23.Социологические методы анализа

социально-экономических и политических процессов

 

5

ПЗ № 12

Тема 24. Динамические модели как средство описания политических систем во времени

 

2

 

Итого

51

21

 

 

 

 

4.2 Содержание разделов дисциплины

 

Тема 1. Введение в дисциплину

«Исследование социально-экономических и политических процессов».

 

1.1 Цель и основные задачи дисциплины.

1.2 Место дисциплины в системе подготовки  специалиста по государственному и муниципальному управлению.

1.3  Организация изучения дисциплины.

 

Тема 2. Понятие социально-экономических и

политических процессов, их виды и типы

 

2.1 Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы.

2.2 Виды  и типы  социально-экономических и политических процессов, их виды и типы.

2.3 Управляемые  социально-экономические и политические  процессы: их свойства и особенности.

2.3  Классификация  социально -  экономических и политических процессов.

 

Тема 3. Социально-экономические и политические процессы

как объект социальных иссследований

 

3.1 Социальная структура общества как объект исследования.

3.2 Социальные группы как элемент социальной структуры.

3.3 Социально-экономический подход к исследованию общества.

3.4 Исследование политических процессов общества.

 

 

Тема 4. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследований

 

4.1 Метод социальной диалектики

4.2 Общенаучные методы исследования

4.3 Системный анализ социально-экономических и политических процессов.

 

 

Тема 5. Метод сравнительного анализа

 

5.1 Сравнение как способ познания

5.2 Механизм сравнительного анализа

5.3 Модель  взаимодействия

 

Тема    6. Социометрия

 

6.1 Социометрия как инструмент формирования социальных групп.

6.2 Формирование макроотношений в коллективе.

6.3 Методы подсчета в социометрии.

 

Тема 7.Структурно-функциональный анализ

7.1 Структурно-функциональный анализ – вариант системного подхода  к изучению общества.

7.2 Теория  Т. Парсонса о деятельности людей в социальных институтах.

7.3 «Теория среднего уровня» Р.Мертона.

 

Тема 8. Экспертные методы исследования

8.1 Формы экспертных опросов.

8.2. Коллективные и индивидуальные опросы.

 

Тема 9. Синергетический подход в исследовании

социально-экономических процессов

9.1 Синергетический подход в исследовании социально-экономических процессов  как самоорганизующихся и саморазвивающихся.

9.2 Экономические и социальные критерии порядка и хаоса в экономике

 

Тема 10. Методы экспертных оценок в анализе социально-экономических процессов

10.1 Понятие и виды экспертных оценок.

10.2 Метод «мозгового штурма».

10.3 Метод Дельфи.

10.4 Практическое применение методов экспертных оценок в анализе социально-экономических и политических процессов.

Тема11. Методика  проведения экспертных методов анализа

 

 

11.1                    Типы метода «мозгового штурма».

 

11.2                    Проведение метода «мозгового штурма».

 

Тема 12.  Роль игровых методов в определении эффективности принимаемых решений

12.1 Понятие «игровые методы».

12.2 Понятие риска.

12.3 Выявление  с помощью игровых методов степени риска в социально-экономических процессах

 

Тема 13. Системный анализ социально-экономических и политических процессов

13.1 Понятие и содержание  системного анализа

13.2 Свойство эмерджентности.

13.3 Целостность системного анализа.

 

Тема 14 Логические основы системного анализа

14.1 Система понятий логических основ системного анализа.

14.2 Основные принципы системного исследования.

14.3 Источники развития изучаемой системы.

14.4 Виды систем в современной науке.

14.4 Когнитивный подход к исследованию общественных явлений.

 

Тема 15. Модели системного анализа

16.1 Моделирование явлений и процессов.

16.2 Этапы моделирования.

15.3 Критерии, ограничения моделирования.

Тема 16. Формирование целей системного анализа,

построение «дерева целей»

16.1 Построение «дерева целей».

16.2 Пути и способы проведения системных исследований.

 

Тема 17.      Особенности исследований политических процессов

17.1 Структура политического знания.

17.2 Политические процессы и политические институты.

17.3 Теория политической модернизации.

17.4 Модель политического консенсуса.

Тема 18. Фактологическое обеспечение исследований

18.1 Методы сбора данных.

18.2 Анкетные опросы.

18.3 Интервью.

18.4  Контент-анализ.

 

Тема  19. Политические исследования методом контент-анализа

19.1 Виды контент- анализа.

19.2 Техника проведения контент-анализа.

19.3 Этапы применения методики контент-анализа

 

Тема  20. Политические исследования методом инвент-анализа

19.1 Понятие  инвент- анализа.

19.2 Техника применения методики инвент-анализа.

19.3 Основные этапы применения методики контент-анализа

Тема 21.    Логико-интуитивное и формализованное моделирование

21.1 Программа логико-интуитивного анализа.

21.2 Принцип формализации модели.

 

Тема   22.  Структура и объем прикладного проекта

22.1 Структуризация  проекта.

22.2 Подготовка аналитических выводов и практических рекомендаций.

 

Тема 23. Социологические методы анализа социально-экономических

и политических процессов

23.1 Методы сбора данных

23.2 Анкетные опросы.

23.3 Программы и организация исследований.

23.4 Методы анализа полученных данных

23.5 Применение математических средств в прикладном изучении политических отношений.

Тема 24. Динамические модели как средство описания поведения политических систем и субъектов во времени

24.1 Методическое обоснование применения динамических моде­лей.

24.2 Разработки в области искусственного интеллекта.

 

 

 

5. Содержание практических занятий.

 

5. 1 Содержание практических занятий

Практическое занятие № 1 (ПЗ №1)

Тема 1. Введение в дисциплину

«Исследование социально-экономических и политических процессов»

Тема 2. Понятие социально-экономических и

политических процессов, их виды и типы

 

Цель и основные задачи дисциплины.  Место дисциплины в системе подготовки  специалиста по государственному и муниципальному управлению.  Организация изучения дисциплины. Объект и предмет дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов», ее онтологическая и гносеологическая стороны. Единство теоретической и социальной направленности  социально-экономических и политических процессов. Основные современные направления исследований социально-экономических и политических процессов.

Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы.  Виды  и типы  социально-экономических и политических процессов, их виды и типы.

Управляемые  социально-экономические и политические  процессы: их свойства и особенности.

Классификация  социально -  экономических и политических процессов.

 

 

Практическое занятие № 2

Тема 3. Социально-экономические и политические процессы

как объект социальных иссследований

Тема 4. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследований

 

Социальная структура общества как объект исследования. Социальная структура общества – основа формирования субъектов и объектов политики. Социально-этнические общности в политике.

Социальные группы как элемент социальной структуры. Интерес и его роль в становлении социального субъекта политики.

Социально-экономический подход к исследованию общества. Экономическая сфера как основа обеспечения жизнедеятельности политической системы.

Исследование политических процессов общества. Роль политической системы общества в развитии экономической сферы. Экономическая и политическая власть. Специфика взаимодействия экономической и политической систем.

Метод социальной диалектики. Общенаучные методы исследования. Системный анализ социально-экономических и политических процессов. Метод сравнительного анализа.

 

 

 

Практическое занятие № 3

Тема 5. Метод сравнительного анализа.

Тема    6. Социометрия

 

Сравнение как способ познания. Основное значение  сравнительного анализа.Механизм сравнительного анализа. Общенаучные методы познания. Логический аппарат. Система категорий, используемых в логических операциях сравнительного анализа, соответствующие суждения и умозаключения. Сегментация. Модель  взаимодействия. Характер функционирования сравнительного анализа в рамках целого.

Социометрия как инструмент формирования социальных групп.

Формирование макроотношений в коллективе. Экспериментальный метод социометрии как науки об обществе. Методы подсчета в социометрии.

 

 

Практическое занятие № 4

Тема 7.Структурно-функциональный анализ.

Тема 8. Экспертные методы исследования

 

Структурно-функциональный анализ – вариант системного подхода  к изучению общества.

Теория  Т. Парсонса о деятельности людей в социальных институтах. Работа Т. Парсонса «Структура социального действия». Функциональные предпосылки существования социальной системы. «Теория среднего уровня» Р.Мертона.

Формы экспертных опросов. Коллективные и индивидуальные опросы.Индивидуальный опрос в несколько туров, известный как метод Дельфи.

 

 

 

Практическое занятие № 5

 

Тема 9. Синергетический подход в исследовании социально-экономических процессов

Тема 10. Методы экспертных оценок в анализе социально-экономических процессов

Синергетический подход в исследовании социально-экономических процессов  как самоорганизующихся и саморазвивающихся. Понятия и категории.  Экономические и социальные критерии порядка и хаоса в экономике

Понятие и виды экспертных оценок. Метод «мозгового штурма». Метод Дельфи. Практическое применение методов экспертных оценок в анализе социально-экономических и политических процессов.

 

 

Практическое занятие №  6

 

Тема 11. Методика  проведения экспертных методов анализа

Тема 12.  Роль игровых методов в определении

эффективности принимаемых решений

 

Групповые  и индивидуальные экспертные оценки. Преимущества групповых  экспертных оценок. Анализ полученной информации.  Метод шкалированных оценок. Статистические методы. Учетно-оценочные показатели. Аналитические разновидности статистического метода. Точность групповой оценки. Ранжирование.

Типы метода «мозгового штурма». Дискуссия. Аподиктическая дискуссия. Деловая беседа. Софистическая дискуссия. Проведение метода «мозгового штурма».

Понятие «игровые методы». Деловая игра. Имитационная игра. Понятие риска. Выявление  с помощью игровых методов степени риска в социально-экономических процессах

 

 

Практическое занятие № 7

Тема 13. Системный анализ социально-экономических и политических процессов

Тема 14. Логические основы системного анализа

Понятие и содержание  системного анализа. Целостность системы. Иерархичность системы. Социально-экономическая переменная. Переменные затраты. Свойство эмерджентности. Целостность системного анализа.

Система понятий логических основ системного анализа.  Основные принципы системного исследования.  Источники развития изучаемой системы.  Виды систем в современной науке. Когнитивный подход к исследованию общественных явлений

 

Практическое занятие № 8

Тема 15. Модели системного анализа

Тема 16. Формирование целей системного анализа,

построение «дерева целей»

Моделирование явлений и процессов.  Этапы моделирования.  Критерии, ограничения моделирования. Понятие общей теории систем  и системного подхода в современной науке. Определение понятия системы. Основы теории принятия решений. Модель операции. Основные принципы ее построения. Классификация. Разработка сценария, построение «дерева целей».

Системные факторы, влияющие на структуру управления. Организация как сложная система. Моделирование управленческих решений и целенаправленное функционирование организации.

Информационные потоки в организации. Влияние информационных связей на структуру современной организации. Основные принципы проектирования структур управления. Виды структур, их особенности и свойства.

Построение «дерева целей».  Пути и способы проведения системных исследований.

 

Практическое занятие № 9

Тема 17. Особенности исследований политических процессов

Тема 18. Фактологическое обеспечение исследований

 

Структура политического знания. Понятие и сущность государства как политического института, его основные характеристики, элементы, задачи и функции. Формы государственного устройства в современном мире. Формы государственного правления и уровень экономического развития государств. Политические режимы. «Политический режим» как категория политических процессов. Взаимодействие политической и экономической  систем общества. Экономическая сфера как основа обеспечения жизнедеятельности политической системы. Роль политической системы общества в развитии экономической сферы.

Политические процессы и политические институты.  Теория политической модернизации. Модель политического консенсуса.  Специфика  взаимодействия экономической и политической системы в современной России.

Фактологическое обеспечение исследований. Методы сбора данных.  Анкетные опросы.

Интервью.

 

 

 

Практическое занятие 10

Тема  19. Политические исследования методом контент-анализа

Тема  20. Политические исследования методом инвент-анализа

19.1 Виды контент- анализа. Техника проведения контент-анализа. Этапы применения методики контент-анализа. Политические исследования методом инвент-анализа. Понятие  инвент- анализа. Техника применения методики инвент-анализа.  Основные этапы применения методики контент-анализа.

 

Практическое занятие 11

Тема 21.    Логико-интуитивное и формализованное моделирование.

Тема   22.  Структура и объем прикладного проекта

Тема 23. Социологические методы анализа социально-экономических

и политических процессов

Программа логико-интуитивного анализа.  Принцип формализации модели. Структура и объем прикладного проекта. Структуризация  проекта. Подготовка аналитических выводов и практических рекомендаций.

Социологические методы анализа социально-экономических и политических процессов.

Методы сбора данных. Анкетные опросы. Программы и организация исследований.

Методы анализа полученных данных. Применение математических средств в прикладном изучении политических отношений. Динамические модели как средство описания поведения политических систем и субъектов во времени. Методическое обоснование применения динамических моде­лей. Разработки в области искусственного интеллекта.

 

 

 

6. Темы рефератов

 

1. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы.

2. Управляемые  социально-экономические и политические  процессы: их свойства и особенности.

3. Классификация  социально -  экономических и политических процессов.

4. Взаимодействие экономической и политической систем общества.

5.Экономическая сфера как основа обеспечения жизнедеятельности политической системы.

6. Роль политической системы общества в развитии экономической сферы.

7. Метод социальной диалектики в исследовании социально-экономических и политических процессов.

8. Специфика взаимодействия экономической и политической систем.

9. Закономерности социально-экономических и политических процессов.

10. Общенаучные методы исследования социально-экономических и политических процессов.

11. Социальные группы как субъекты и объекты  исследований.

12. Социальная структура общества – основа формирования субъектов и объектов политики.

13. Социально-этнические общности в политике.

14.Метод сравнительного анализа в исследовании социально-экономических и политических процессов.

15. Социометрия.

16. Структурно-функциональный анализ в исследовании социально-экономических и политических процессов.

17. Экспертные методы исследования.

18. Системный подход к исследованию взаимодействия производственно-экономических и социальных переменных.

19.Синергетический подход в исследовании социально-экономических и политических процессов.

20. Специфика  взаимодействия экономической и политической системы в современной России.

21. Элементы системного анализа.

22. Общая теория систем  и системного подхода в современной науке.

23. Системные факторы, влияющие на структуру управления.

24. Методы экспертных оценок в анализе социально-экономических и политических процессов.

25. Моделирование управленческих решений и целенаправленное функционирование организации.

26.  Роль игровых методов в определении эффективности принимаемых решений и выявлении степени риска в социально-экономических  процессах.

27. Основные этапы разработки методологии исследования политических процессов.

28. Теория политической модернизации.

29. Специфика аналитических методов в моделировании, прогнозировании и проектировании социально-экономических и политических процессов.

30. Роль социологии в исследовании социально-экономических и политических процессов

31. Структура и уровни социологического знания.

32. Специальные социологические теории.

33. Теория социальной структуры общества.

34. Социальные отношения.

35. Социально-территориальные общности: социология города и деревни.

36. Общественное мнение: механизм формирования, функции, проблемы изучения.

37. Социология конфликта.

38. Использование методов прикладной социологии.

39. Методы социологических исследований.

40. Анализ эмпирических данных.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политичеких процессов. М.; ВЗФЭИ, 2004

2.Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов.-  СПб.: Питер, 2004

3.Боришполец К.П. Методы политических исследований: Учеб. пособие для студентов вузов.-М.: Аспект Пресс, 2005

4.Аверьянов Л.Я. Социология; М.; Социолог, 1993

5.Здравомыслов А.Г. Социология конфликта М.; Аспект Пресс, 1995

6.Радугин А.А. Социология  М.; Владос, 1995

7.Социология: Учебник для вузов. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М.; Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

8.Системный анализ и структуры управления. Под ред. проф. В.Г. Шорина. М.; Знание, 1975.

9.Социология перестройки. Под ред. проф. В.А. Ядова.  М.; Наука, 1990    1 экз.

10.Политология: Учеб. пособ. для в вузов. Под ред. проф. Г.В. Полуниной. М.; АКАЛИС, 1999.

11.Политология: Учеб. пособ./ Под ред. Н.И. Азарова. М.: Высш. Шк., 1999

12.Фролов В.Г. Социология  М. Наука, 1994

 

дополнительная литература

 

  1. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994.
  2. Даль Р. Введение в экономическую демократию. М., 1991.
  3. Иванов Н.П. Теория управления при переходе к рынку //Полис. 1992. № 1-2.
  4. Шин И.А. Феномен НИС: соотношение экономики и политики//Полис. 1991. №1.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить