Экономические дисциплины - Институциональная экономика

Теория агентов рассматривает особенности отношений в фирме на основе контракта о найме, а именно, исследуются отношения между агентами (работниками) и принципалами (работодателями).

Проблема отношений принципала – агента – это возможность манипулирования со стороны агента принципалом при выполнении поручений. Эта проблема может возникнуть на основе неполной информации, поскольку принципал не может постоянно находиться рядом с агентом.

Варианты решения этой проблемы:

1) Развитие конкуренции между агентами. В результате сами агенты начинают контролировать друг друга. Если наибольшее вознаграждение достается только одному агенту, достигшему наилучших показателей при решении поставленной принципалом задачи. Агенты начинают усиленно следить за успехами других, т.к. успех окружающих снижает шансы на собственную победу.

Недостатки: вознаграждение только победившего стимулирует выбор агентами наиболее рискованных стратегий, а это не всегда оправдано. Конкуренция среди агентов разрушает элементы доверия между ними. Задачи, требующие совместных усилий агентов, становятся нереализуемыми (разобщенность).

2) Заключение с агентом контракта о найме, предполагающего выплату не фиксированного вознаграждения, а зависящего от деятельности фирмы. Например, используются формы участия работников в прибыли. При этом, наиболее эффективны самые простые, предполагающие линейную зависимость размера вознаграждения от результатов труда.

Факторы, ограничивающие это решение: - степень склонности агента к риску.

Разновидностью такого варианта решения проблемы является выплата вознаграждений не агенту, а принципалу, а именно, агент берет в аренду имущество у принципала, выплачивает ему ренту, а позже долю из прибыли.

В этом случае ограничивающий фактор – ограниченность ресурсов агентов.

3) Функции принципала начинают поочередно выполняться агентами. Такая структура называется колесообразной, она создает предпосылки для доверительных отношений между агентами. Возникает коалиция агентов. Повышение производительности достигается благодаря чувству ответственности за внесение справедливого вклада в общее дело. Появляется новый источник выигрыша – кооперация. И возникает экономия на издержках контроля. В фирме, как коалиции агентов, появляется возможность решить проблему принципала – агента на основе золотого правила. От принципала оно требует, чтобы он вознаграждал агентов в соответствии с их вкладом в общий результат. А от агента требуется добросовестное выполнение задач, поставленных принципалом.

Факторы, ограничивающие это вариант решения проблемы: степень склонности агентов к риску, а также численность участников организации. Наибольший эффект достигается, если в каждой группе находится от 5 до 10 человек, и всего в фирме должно быть не более 10 групп.

Кроме стратегии золотого правила возможны 2 стратегии:

1- стандарт равных усилий;

2- оппортунистическое поведение принципала.

1. Со стороны принципала означает уравнительность в оплате труда, со стороны агентов в работе как все: ни лучше, ни хуже.

2. Оппортунизм принципала может проявляться в занижении вознаграждения агентов под предлогом неблагоприятных внешних условий. Это возможно, если агент не обладает всей полнотой информации о ситуации на рынке. Однако, эти стратегии мене эффективны, чем золотое правило.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить