Экономические дисциплины - Региональная экономика и управление

Практические занятия и лабораторные работы по курсу «Региональная экономика и управление»

Скачать с сервера

 

Пояснительная записка

Занятия по дисциплине «Региональная экономика и управление» проводятся на инженерно-экономическом факультете у студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Цель изучения  "Региональной экономики и управления" как учебной дисциплины состоит в получении слушателями теоретических и практических знаний на основе которых они смогут ориентироваться в вопросах управления регионом. Соответственно, общая цель проведения занятий состоит в получении студентами дополнительных практических навыков и знаний, способствующих развитию у них понимания вопросов, изучаемых в рамках дисциплины.

Логика построения практических занятий такова: после рассмотрения на лекциях теоретических вопросов по выбранным темам проводится практические занятия и лабораторные работы, которые посвящены углублённому изучению соответствующих тем.

Общий план практических занятий и лабораторных работ выглядит следующим образом:

 

Тема

Часы

№ ПЗ / № лаб. раб.

1. Региональная экономика как наука и учебная дисциплина

2

ПЗ № 1

2. Анализ соответствия социального положения экономическому развитию регионов ЦФО

6

ЛР № 1

3. Региональная политика

6

ПЗ № 2

4. Анализ территориальной специализации регионов

4

ЛР № 2

5. Региональные финансы

4

ПЗ № 3

6. Расчет арендной платы за государственное имущество Рязанской области.

4

ЛР № 3

7. Анализ территорий по соотношению «Ресурсы – результаты» (на примере муниципальных образований Рязанской области).

4

ЛР № 4

8. Классификация муниципальных образований с применением кластерного анализа

4

ЛР № 5

9. Анализ факторов экономического и социального развития территории

4

ЛР № 6

10. Анализ территориального неравенства

4

ЛР № 7

11. Изучение инвестиционной программы Рязанской области

4

ПЗ № 4

12. Изучение ресурсов Рязанской области

6

ПЗ № 5

13. Планирование и прогнозирование регионального развития

4

ПЗ № 6

14. Управление государственными и муниципальными закупками

2

ПЗ № 7

15. Анализ социально-экономического положения Рязанской области в сравнении с регионами ЦФО

6

ПЗ № 8

16. Анализ цен и тарифов на коммунальные услуги в г. Рязани и муниципалитетах Рязанской области

4

ЛР № 8

Всего

68

 

 

Задания для практических занятий, формируются таким образом, чтобы, во-первых, проверить степень самостоятельной подготовки студентов, а, во-вторых, чтобы попытаться направить их  в сторону самостоятельного поиска путей решения поставленных проблем, в т.ч. поиска источников информации и работы с данными государственной статистики.

Итоговый контроль предусматривает сдачу экзамена, вопросы к которому отражают основные проблемы, изучаемые дисциплиной «Региональная экономика и управление».

 

Практические занятия

 

Тема практического занятия

Количество часов

1. Региональная экономика как наука и учебная дисциплина

2

2. Региональная политика

6

3. Региональные финансы

4

4. Изучение инвестиционной программы Рязанской области

4

5. Изучение ресурсов Рязанской области.

6

6. Планирование и прогнозирование регионального развития

4

7. Управление государственными и муниципальными закупками

2

8. Анализ социально-экономического положения Рязанской области в сравнении с регионами ЦФО

6

ИТОГО:

34

 

 

ПЗ № 1. Региональная экономика как наука и учебная дисциплина (2 часа)

В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «региона», как объекта анализа и управления. Типы регионов (экономические районы и федеральные округа, субъекты РФ, национальные образования, доноры и реципиенты, депрессивные регионы, СЭЗ, ЗАТО, пограничные регионы, анклавы, столицы).
  2. Регион как экономическая система. Регион как административная система.
  3. Внешняя среда. Административно-экономические и правовые основы самостоятельности регионов.
  4. Конституция России о роли регионов в федеративном устройстве государства.

Литература:

  1. Бутов В.И., Игнатов В.Г. Регионоведение (экономика и управление). М.: «Тесса», Ростов н/Д: изд. центр «МарТ», 2004.
  2. Региональная экономика. Учебник. Под ред. Ведипина В.Н., Степанова М.В. М.: ИНФРА-М, 2002.
  3. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2004.
  4. Преображенский Б.Г. и др. Региональная экономика и управление. Учебное пособие. Воронеж: ВГУ, 2004.

 

ПЗ № 2. Региональная политика (6 часа)

В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «региональной политики». Задачи региональной экономики и управления. Приоритеты исследования региональной экономики. Значение региональной политики в экономическом реформировании России. Цели и задачи региональной политики.
  2. Нормативно-правовое регулирование региональной политики.
  3. Методы региональной экономики.
  4. Проблемы и тенденции региональной политики РФ.
  5. Направления развития региональной политики РФ.

Кроме предложенных вопросов студентам предлагается подготовить доклады по региональной политике зарубежных стран: Франции, Италии, Германии, Испании и др. Для этого группа разбивается на бригады по 4 – 5 человек и совместно готовит сообщение по одной из стран. На занятии происходит обсуждение подготовленных материалов.

Литература:

  1. Бутов В.И., Игнатов В.Г. Регионоведение (экономика и управление). М.: «Тесса», Ростов н/Д: изд. центр «МарТ», 2004.
  2. Региональная экономика. Учебник. Под ред. Ведипина В.Н., Степанова М.В. М.: ИНФРА-М, 2002.
  3. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2004.
  4. Преображенский Б.Г. и др. Региональная экономика и управление. Учебное пособие. Воронеж: ВГУ, 2004.
  5. Гутман Г.В. и др. Управление региональной экономикой. Под ред. Гутмана Г.В. М.: Финансы и статистика.
  6. Регионоведение. Учебное пособие. Отв. ред. Волков Ю.Г. Ростов-на-Дону: Феникс. 2004

 

ПЗ № 3. Региональные финансы (4 часа)

В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях.

Вопросы для обсуждения:

  1. Состав и сущность региональных финансов. Финансы централизованные и децентрализованные и их соотношение.
  2. Роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии территорий.
  3. Консолидированный бюджет региона. Бюджет региона и региональные внебюджетные фонды. Налоговые и неналоговые доходы бюджета.
  4. Основные направления расходования регионального бюджета.
  5. Финансовый и налоговый потенциал.
  6. Сводный финансовый баланс региона.
  7. Формы финансовой помощи из федерального бюджета субъектам РФ.
  8. Управление региональными долгами.
  9. Реформирование региональных финансов.

Кроме того, студентами в ходе занятия изучается сводный финансовый баланс Рязанской области. При этом они знакомятся с его структурой и содержанием.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа».
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа».
  3. Бюджетная система России: Учебник для вузов / под ред. Г. Б. Поляка, М.:ЮНИТИ, 2001, 542 стр.
  4. Афанасьев М., Основы бюджетной системы, М.: ГУВШЭ, 2004, 241 стр.
  5. Александров И. М., Налоги и налогообложение, М.: Дашков и К, 2005, 313 стр.
  6. Кириллова О. С., Налоги и налогообложение, М.: Экзамен, 2005.

 

ПЗ № 4.. Изучение инвестиционной программы Рязанской области (4 часа).

 

Занятие построено на самостоятельном изучении студентами паспорта инвестиционных программ Рязанской области. В ходе изучения студенты должны ответить на поставленные вопросы:

  1. Каковы средние объемы инвестирования по предложенным программам?
  2. Какие проекты чаще всего предлагаются?
  3. Каких отраслей касаются основные проекты?

и т.д.

 

ПЗ № 5. Изучение ресурсов Рязанской области (6 часов).

 

Данное занятие строится на основе докладов, самостоятельно подготовленными студентами. При использовании материалов периодической печати и статистических сборников ими проводится анализ ресурсов Рязанской области: интеллектуальных, информационных и др. На занятии в качестве докладов сообщается о полученных результатах.

 

ПЗ № 6. Планирование и прогнозирование регионального развития (4 часа)

В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятия прогнозирования и планирования и их взаимосвязь.
  2. Классификация социально-экономических прогнозов территорий.
  3. Методологические основы прогнозирования и планирования социально-экономического развития. Методы социально-экономического прогнозирования. Методы социально-экономического планирования.
  4. Принципы и этапы разработки прогнозов развития территории.

Литература:

  1. Перфильев С.В., Федотов Н.И. Применение статистических методов в исследовании социально-экономических процессов региона. Учебное пособие. Рязань: РГРТА., 2005.
  2. Сидоров М.К. Социально-экономическая география и регионалистика России. Учебник-атлас. М.: ИНФРА-М, 2002.
  3. Перфильев С.В., Терехин В.И. Анализ территориального неравенства и бюджетное регулирование территорий. – М. Экономика. 2000. 216 с.
  4. Регионоведение. Учебное пособие. Отв. ред. Волков Ю.Г. Ростов-на-Дону: Феникс. 2004

 

ПЗ № 7. Управление государственными и муниципальными закупками (2 часа)

В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие государственных и муниципальных закупок.
  2. Нормативно-правовое регулирование.
  3. Конкурсная документация.
  4. Особенности государственного контракта.
  5. Приблизительный состав документов, который запрашивает заказчик.
  6. Контроль государственных и муниципальных  закупок.
  7. Оценка квалификации поставщиков.

Литература:

  1. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа».
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа».
  4. Госзаказ. Журнал ГУ-ВШЭ

 

ПЗ № 8. Анализ социально-экономического положения Рязанской области в сравнении с регионами ЦФО (4 часа).

 

Данное занятие строится на основе докладов, самостоятельно подготовленными студентами. При использовании материалов статистических сборников ими проводится сравнительный анализ уровней социального и экономического развития Рязанской области и любого из регионов ЦФО. На занятии в качестве докладов сообщается о полученных результатах.

Лабораторный практикум

Название лабораторной работы

Количество часов

1. Анализ соответствия социального положения экономическому развитию регионов ЦФО

6

2. Анализ территориальной специализации регионов

4

3. Расчет арендной платы за государственное имущество Рязанской области.

4

4. Анализ территорий по соотношению «Ресурсы – результаты» (на примере муниципальных образований Рязанской области).

4

5. Классификация муниципальных образований с применением кластерного анализа

4

6. Анализ факторов экономического и социального развития территории

4

7. Анализ территориального неравенства

4

8. Анализ цен и тарифов на коммунальные услуги в г. Рязани и муниципалитетах Рязанской области

4

ИТОГО:

34

 

ЛР № 1. Анализ соответствия социального положения экономическому развитию регионов ЦФО (6 часа).

 

Занятие состоит из нескольких этапов.

На начальном этапе формируется перечень показателей, характеризующих отдельные аспекты их экономического и социального уровней развития. Студенты самостоятельно выбирают показатели для характеристики социального положения муниципалитетов области и характеристики экономического положения. Количество и сочетание различных показателей, применяемых в анализе, может варьироваться. Основная цель данного этапа – обосновать перечень показателей для оценки.

На следующем этапе проводится ранжирование муниципалитетов или регионов по значениям выбранных показателей. Ранг 1 соответствует региону с наилучшими показателями.

Среди множества способов определения совокупных показателей экономического и социального положения регионов выбран следующий: совокупный показатель рассчитывается как сумма рангов частных показателей. В применяемой методике не производится взвешивание ранговых показателей. Получить согласованные значения разноразменых показателей весьма затруднительно. Экспертные оценки в данном случае могут иметь достаточно большой интервал колебаний, а несогласованные оценки могут привести к искажению результатов исследований.

Результатом данного этапа является обобщенная ранговая оценка социального и экономического положения муниципалитетов или регионов.

Дальнейшим этапом анализа является классификация регионов по уровням экономического и социального развития. Для этого весь диапазон итоговых региональных рангов разбивается на пять равнозначных интервалов. В результате средний уровень получают регионы, имеющие итоговые ранги в диапазоне  11-15; уровень выше среднего – 6–10; высокий – 1–5; ниже среднего – 16–20; низкий – 21–25.

В результате анализа делаются выводы о соответствии уровней экономического и социального положений анализируемых регионов или муниципалитетов.

ЛР № 2. Анализ территориальной специализации регионов (4 часа).

Для данного занятия изданы методические указания (№ 3153 - Определение рыночной специализации региона: Методические указания к лабораторной работе по курсу «Экономика региона» / Рязан. гос. радиотехн. акад.: Сост. С.В. Перфильев, И.А. Манаева. Рязань, 2001. 8 с.)

Данное издание содержит общие теоретические положения по данной проблеме, а также порядок проведения анализа.

 

ЛР № 3. Расчет арендной платы за государственное имущество Рязанской области. (4 часа).

Для данного занятия изданы методические указания (Цены и тарифы на коммунальные услуги в г. Рязани и муниципалитетах Рязанской области. Плата за аренду государственной собственности в Рязанской области и муниципальной собственности в Г. Рязани: Методические указания к лабораторной работе по курсу «Экономика региона» / Рязан. гос. радиотехн. акад.: Сост. Перфильев С.В., Комолов Д.В., Кузнецова О.Ю., Прядова С.А.. Рязань, 2004. 20 с.)

Данное издание содержит общие теоретические положения по данной проблеме, а также порядок проведения анализа.

ЛР № 4. Анализ территорий по соотношению «Ресурсы – результаты» (на примере муниципальных образований Рязанской области). (4 часа).

 

В ходе занятия студентами выбираются показатели, характеризующие ресурсы области, и показатели, являющиеся результатами использования этих ресурсов. Кроме этого, определяются периоды анализа, которыми могут быть соседние года или периоды, соответствующие более длительному интервалу.

По выбранным показателям проводится анализ взимосвязи изменений ресурсов и результатов по таблице, приведенной ниже.

 

Анализ взаимосвязи изменений ресурсов и результатов

 

Ресурсы  (R)

Р е з у л ь т а т ы  (Q)

А. Qt > Qo

Б. Qt = Qo

В. Qt < Qo

А. Rt > Ro

ААI. Результаты растут быстрее, чем ресурсы.

(Qt / Qo) : (Rt / Ro) > 1.

Развитие есть, рост есть.

ААII. Результаты растут также, как ресурсы.

(Qt / Qo) : (Rt / Ro) = 1.

Развития нет, рост есть.

ААIII. Результаты растут медленнее ресурсов.

(Qt / Qo) : (Rt / Ro) < 1.

Развития нет, рост есть.

АБ. Результаты стабильны,  ресурсы растут.

(Qt / Qo) : (Rt / Ro) < 1.

Развития нет, роста нет.

 

АВ. Результаты падают, ресурсы растут.

(Qt / Qo) : (Rt / Ro) < 1.

Развития нет, роста нет.

 

Б. Rt = Ro

БА. Результаты растут,  ресурсы стабильны.

(Qt / Qo) : (Rt / Ro) > 1.

Развитие есть, рост есть.

ББ. Результаты стабильны,  ресурсы стабильны.

(Qt / Qo) : (Rt / Ro) = 1.

Развития нет, роста нет.

 

БВ. Результаты падают, ресурсы стабильны.

(Qt / Qo) : (Rt / Ro) < 1.

Развития нет, роста нет.

В. Rt < Ro

ВА. Результаты растут,  ресурсы падают.

(Qt / Qo) : (Rt / Ro) > 1.

Развитие есть, рост есть.

 

ВБ. Результаты стабильны,  ресурсы падают.

(Qt / Qo) : (Rt / Ro) > 1.

Развития еcтm, роста нет.

 

ВВI. Результаты снижаются быстрее ресурсов.

(Qt / Qo) : (Rt / Ro) < 1.

Развития нет, роста нет.

ВВII. Результаты снижаются также, как ресурсы.

(Qt / Qo) : (Rt / Ro) = 1.

Развития нет, роста нет.

ААIII. Результаты снижаются медленнее ресурсов.

(Qt / Qo) : (Rt / Ro) > 1.

Развитие есть, роста нет.

 

 

ЛР № 5. Классификация муниципальных образований с применением кластерного анализа (4 часа).

 

Для данного занятия издано учебное пособие – Применение статистических методов в исследовании социально – экономических процессов региона: Учеб. пособие / Перфильев С.В., Федотов Н.И.; Рязан. гос. радиотехн. акад. Рязань, 2005. 64 с.)

Данное издание содержит общие теоретические положения по данной проблеме, а также порядок проведения анализа.

 

ЛР № 6. Анализ факторов экономического и социального развития территории (4 часа).

 

Для данного занятия издано учебное пособие – Применение статистических методов в исследовании социально – экономических процессов региона: Учеб. пособие / Перфильев С.В., Федотов Н.И.; Рязан. гос. радиотехн. акад. Рязань, 2005. 64 с.)

Данное издание содержит общие теоретические положения по данной проблеме, а также порядок проведения анализа.

 

ЛР № 7. Анализ территориального неравенства (4 часа).

 

Для данного занятия издано учебное пособие – Применение статистических методов в исследовании социально – экономических процессов региона: Учеб. пособие / Перфильев С.В., Федотов Н.И.; Рязан. гос. радиотехн. акад. Рязань, 2005. 64 с.)

Данное издание содержит общие теоретические положения по данной проблеме, а также порядок проведения анализа.

 

 

ЛР № 8. Анализ цен и тарифов на коммунальные услуги в г. Рязани и муниципалитетах Рязанской области (4 часа).

Для данного занятия изданы методические указания (Цены и тарифы на коммунальные услуги в г. Рязани и муниципалитетах Рязанской области. Плата за аренду государственной собственности в Рязанской области и муниципальной собственности в Г. Рязани: Методические указания к лабораторной работе по курсу «Экономика региона» / Рязан. гос. радиотехн. акад.: Сост. Перфильев С.В., Комолов Д.В., Кузнецова О.Ю., Прядова С.А.. Рязань, 2004. 20 с.)

Данное издание содержит общие теоретические положения по данной проблеме, а также порядок проведения анализа.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить