Экономические дисциплины - Региональная экономика и управление |
Практические занятия и лабораторные работы по курсу «Региональная экономика и управление»
Пояснительная записка
Занятия по дисциплине «Региональная экономика и управление» проводятся на инженерно-экономическом факультете у студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Цель изучения "Региональной экономики и управления" как учебной дисциплины состоит в получении слушателями теоретических и практических знаний на основе которых они смогут ориентироваться в вопросах управления регионом. Соответственно, общая цель проведения занятий состоит в получении студентами дополнительных практических навыков и знаний, способствующих развитию у них понимания вопросов, изучаемых в рамках дисциплины.
Логика построения практических занятий такова: после рассмотрения на лекциях теоретических вопросов по выбранным темам проводится практические занятия и лабораторные работы, которые посвящены углублённому изучению соответствующих тем.
Общий план практических занятий и лабораторных работ выглядит следующим образом:
Тема |
Часы |
№ ПЗ / № лаб. раб. |
1. Региональная экономика как наука и учебная дисциплина |
2 |
ПЗ № 1 |
2. Анализ соответствия социального положения экономическому развитию регионов ЦФО |
6 |
ЛР № 1 |
3. Региональная политика |
6 |
ПЗ № 2 |
4. Анализ территориальной специализации регионов |
4 |
ЛР № 2 |
5. Региональные финансы |
4 |
ПЗ № 3 |
6. Расчет арендной платы за государственное имущество Рязанской области. |
4 |
ЛР № 3 |
7. Анализ территорий по соотношению «Ресурсы – результаты» (на примере муниципальных образований Рязанской области). |
4 |
ЛР № 4 |
8. Классификация муниципальных образований с применением кластерного анализа |
4 |
ЛР № 5 |
9. Анализ факторов экономического и социального развития территории |
4 |
ЛР № 6 |
10. Анализ территориального неравенства |
4 |
ЛР № 7 |
11. Изучение инвестиционной программы Рязанской области |
4 |
ПЗ № 4 |
12. Изучение ресурсов Рязанской области |
6 |
ПЗ № 5 |
13. Планирование и прогнозирование регионального развития |
4 |
ПЗ № 6 |
14. Управление государственными и муниципальными закупками |
2 |
ПЗ № 7 |
15. Анализ социально-экономического положения Рязанской области в сравнении с регионами ЦФО |
6 |
ПЗ № 8 |
16. Анализ цен и тарифов на коммунальные услуги в г. Рязани и муниципалитетах Рязанской области |
4 |
ЛР № 8 |
Всего |
68 |
|
Задания для практических занятий, формируются таким образом, чтобы, во-первых, проверить степень самостоятельной подготовки студентов, а, во-вторых, чтобы попытаться направить их в сторону самостоятельного поиска путей решения поставленных проблем, в т.ч. поиска источников информации и работы с данными государственной статистики.
Итоговый контроль предусматривает сдачу экзамена, вопросы к которому отражают основные проблемы, изучаемые дисциплиной «Региональная экономика и управление».
Практические занятия
Тема практического занятия |
Количество часов |
1. Региональная экономика как наука и учебная дисциплина |
2 |
2. Региональная политика |
6 |
3. Региональные финансы |
4 |
4. Изучение инвестиционной программы Рязанской области |
4 |
5. Изучение ресурсов Рязанской области. |
6 |
6. Планирование и прогнозирование регионального развития |
4 |
7. Управление государственными и муниципальными закупками |
2 |
8. Анализ социально-экономического положения Рязанской области в сравнении с регионами ЦФО |
6 |
ИТОГО: |
34 |
ПЗ № 1. Региональная экономика как наука и учебная дисциплина (2 часа)
В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях.
Вопросы для обсуждения:
- Понятие «региона», как объекта анализа и управления. Типы регионов (экономические районы и федеральные округа, субъекты РФ, национальные образования, доноры и реципиенты, депрессивные регионы, СЭЗ, ЗАТО, пограничные регионы, анклавы, столицы).
- Регион как экономическая система. Регион как административная система.
- Внешняя среда. Административно-экономические и правовые основы самостоятельности регионов.
- Конституция России о роли регионов в федеративном устройстве государства.
Литература:
- Бутов В.И., Игнатов В.Г. Регионоведение (экономика и управление). М.: «Тесса», Ростов н/Д: изд. центр «МарТ», 2004.
- Региональная экономика. Учебник. Под ред. Ведипина В.Н., Степанова М.В. М.: ИНФРА-М, 2002.
- Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2004.
- Преображенский Б.Г. и др. Региональная экономика и управление. Учебное пособие. Воронеж: ВГУ, 2004.
ПЗ № 2. Региональная политика (6 часа)
В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях.
Вопросы для обсуждения:
- Понятие «региональной политики». Задачи региональной экономики и управления. Приоритеты исследования региональной экономики. Значение региональной политики в экономическом реформировании России. Цели и задачи региональной политики.
- Нормативно-правовое регулирование региональной политики.
- Методы региональной экономики.
- Проблемы и тенденции региональной политики РФ.
- Направления развития региональной политики РФ.
Кроме предложенных вопросов студентам предлагается подготовить доклады по региональной политике зарубежных стран: Франции, Италии, Германии, Испании и др. Для этого группа разбивается на бригады по 4 – 5 человек и совместно готовит сообщение по одной из стран. На занятии происходит обсуждение подготовленных материалов.
Литература:
- Бутов В.И., Игнатов В.Г. Регионоведение (экономика и управление). М.: «Тесса», Ростов н/Д: изд. центр «МарТ», 2004.
- Региональная экономика. Учебник. Под ред. Ведипина В.Н., Степанова М.В. М.: ИНФРА-М, 2002.
- Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2004.
- Преображенский Б.Г. и др. Региональная экономика и управление. Учебное пособие. Воронеж: ВГУ, 2004.
- Гутман Г.В. и др. Управление региональной экономикой. Под ред. Гутмана Г.В. М.: Финансы и статистика.
- Регионоведение. Учебное пособие. Отв. ред. Волков Ю.Г. Ростов-на-Дону: Феникс. 2004
ПЗ № 3. Региональные финансы (4 часа)
В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях.
Вопросы для обсуждения:
- Состав и сущность региональных финансов. Финансы централизованные и децентрализованные и их соотношение.
- Роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии территорий.
- Консолидированный бюджет региона. Бюджет региона и региональные внебюджетные фонды. Налоговые и неналоговые доходы бюджета.
- Основные направления расходования регионального бюджета.
- Финансовый и налоговый потенциал.
- Сводный финансовый баланс региона.
- Формы финансовой помощи из федерального бюджета субъектам РФ.
- Управление региональными долгами.
- Реформирование региональных финансов.
Кроме того, студентами в ходе занятия изучается сводный финансовый баланс Рязанской области. При этом они знакомятся с его структурой и содержанием.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа».
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа».
- Бюджетная система России: Учебник для вузов / под ред. Г. Б. Поляка, М.:ЮНИТИ, 2001, 542 стр.
- Афанасьев М., Основы бюджетной системы, М.: ГУВШЭ, 2004, 241 стр.
- Александров И. М., Налоги и налогообложение, М.: Дашков и К, 2005, 313 стр.
- Кириллова О. С., Налоги и налогообложение, М.: Экзамен, 2005.
ПЗ № 4.. Изучение инвестиционной программы Рязанской области (4 часа).
Занятие построено на самостоятельном изучении студентами паспорта инвестиционных программ Рязанской области. В ходе изучения студенты должны ответить на поставленные вопросы:
- Каковы средние объемы инвестирования по предложенным программам?
- Какие проекты чаще всего предлагаются?
- Каких отраслей касаются основные проекты?
и т.д.
ПЗ № 5. Изучение ресурсов Рязанской области (6 часов).
Данное занятие строится на основе докладов, самостоятельно подготовленными студентами. При использовании материалов периодической печати и статистических сборников ими проводится анализ ресурсов Рязанской области: интеллектуальных, информационных и др. На занятии в качестве докладов сообщается о полученных результатах.
ПЗ № 6. Планирование и прогнозирование регионального развития (4 часа)
В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях.
Вопросы для обсуждения:
- Понятия прогнозирования и планирования и их взаимосвязь.
- Классификация социально-экономических прогнозов территорий.
- Методологические основы прогнозирования и планирования социально-экономического развития. Методы социально-экономического прогнозирования. Методы социально-экономического планирования.
- Принципы и этапы разработки прогнозов развития территории.
Литература:
- Перфильев С.В., Федотов Н.И. Применение статистических методов в исследовании социально-экономических процессов региона. Учебное пособие. Рязань: РГРТА., 2005.
- Сидоров М.К. Социально-экономическая география и регионалистика России. Учебник-атлас. М.: ИНФРА-М, 2002.
- Перфильев С.В., Терехин В.И. Анализ территориального неравенства и бюджетное регулирование территорий. – М. Экономика. 2000. 216 с.
- Регионоведение. Учебное пособие. Отв. ред. Волков Ю.Г. Ростов-на-Дону: Феникс. 2004
ПЗ № 7. Управление государственными и муниципальными закупками (2 часа)
В ходе занятия последовательно обсуждаются предложенные вопросы, при этом преподаватель одновременно определяет уровень подготовки студентов и поясняет различные спорные моменты, дополняя теоретический материал, изложенный на лекциях.
Вопросы для обсуждения:
- Понятие государственных и муниципальных закупок.
- Нормативно-правовое регулирование.
- Конкурсная документация.
- Особенности государственного контракта.
- Приблизительный состав документов, который запрашивает заказчик.
- Контроль государственных и муниципальных закупок.
- Оценка квалификации поставщиков.
Литература:
- Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа».
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа».
- Госзаказ. Журнал ГУ-ВШЭ
ПЗ № 8. Анализ социально-экономического положения Рязанской области в сравнении с регионами ЦФО (4 часа).
Данное занятие строится на основе докладов, самостоятельно подготовленными студентами. При использовании материалов статистических сборников ими проводится сравнительный анализ уровней социального и экономического развития Рязанской области и любого из регионов ЦФО. На занятии в качестве докладов сообщается о полученных результатах.
Лабораторный практикум
Название лабораторной работы |
Количество часов |
1. Анализ соответствия социального положения экономическому развитию регионов ЦФО |
6 |
2. Анализ территориальной специализации регионов |
4 |
3. Расчет арендной платы за государственное имущество Рязанской области. |
4 |
4. Анализ территорий по соотношению «Ресурсы – результаты» (на примере муниципальных образований Рязанской области). |
4 |
5. Классификация муниципальных образований с применением кластерного анализа |
4 |
6. Анализ факторов экономического и социального развития территории |
4 |
7. Анализ территориального неравенства |
4 |
8. Анализ цен и тарифов на коммунальные услуги в г. Рязани и муниципалитетах Рязанской области |
4 |
ИТОГО: |
34 |
ЛР № 1. Анализ соответствия социального положения экономическому развитию регионов ЦФО (6 часа).
Занятие состоит из нескольких этапов.
На начальном этапе формируется перечень показателей, характеризующих отдельные аспекты их экономического и социального уровней развития. Студенты самостоятельно выбирают показатели для характеристики социального положения муниципалитетов области и характеристики экономического положения. Количество и сочетание различных показателей, применяемых в анализе, может варьироваться. Основная цель данного этапа – обосновать перечень показателей для оценки.
На следующем этапе проводится ранжирование муниципалитетов или регионов по значениям выбранных показателей. Ранг 1 соответствует региону с наилучшими показателями.
Среди множества способов определения совокупных показателей экономического и социального положения регионов выбран следующий: совокупный показатель рассчитывается как сумма рангов частных показателей. В применяемой методике не производится взвешивание ранговых показателей. Получить согласованные значения разноразменых показателей весьма затруднительно. Экспертные оценки в данном случае могут иметь достаточно большой интервал колебаний, а несогласованные оценки могут привести к искажению результатов исследований.
Результатом данного этапа является обобщенная ранговая оценка социального и экономического положения муниципалитетов или регионов.
Дальнейшим этапом анализа является классификация регионов по уровням экономического и социального развития. Для этого весь диапазон итоговых региональных рангов разбивается на пять равнозначных интервалов. В результате средний уровень получают регионы, имеющие итоговые ранги в диапазоне 11-15; уровень выше среднего – 6–10; высокий – 1–5; ниже среднего – 16–20; низкий – 21–25.
В результате анализа делаются выводы о соответствии уровней экономического и социального положений анализируемых регионов или муниципалитетов.
ЛР № 2. Анализ территориальной специализации регионов (4 часа).
Для данного занятия изданы методические указания (№ 3153 - Определение рыночной специализации региона: Методические указания к лабораторной работе по курсу «Экономика региона» / Рязан. гос. радиотехн. акад.: Сост. С.В. Перфильев, И.А. Манаева. Рязань, 2001. 8 с.)
Данное издание содержит общие теоретические положения по данной проблеме, а также порядок проведения анализа.
ЛР № 3. Расчет арендной платы за государственное имущество Рязанской области. (4 часа).
Для данного занятия изданы методические указания (Цены и тарифы на коммунальные услуги в г. Рязани и муниципалитетах Рязанской области. Плата за аренду государственной собственности в Рязанской области и муниципальной собственности в Г. Рязани: Методические указания к лабораторной работе по курсу «Экономика региона» / Рязан. гос. радиотехн. акад.: Сост. Перфильев С.В., Комолов Д.В., Кузнецова О.Ю., Прядова С.А.. Рязань, 2004. 20 с.)
Данное издание содержит общие теоретические положения по данной проблеме, а также порядок проведения анализа.
ЛР № 4. Анализ территорий по соотношению «Ресурсы – результаты» (на примере муниципальных образований Рязанской области). (4 часа).
В ходе занятия студентами выбираются показатели, характеризующие ресурсы области, и показатели, являющиеся результатами использования этих ресурсов. Кроме этого, определяются периоды анализа, которыми могут быть соседние года или периоды, соответствующие более длительному интервалу.
По выбранным показателям проводится анализ взимосвязи изменений ресурсов и результатов по таблице, приведенной ниже.
Анализ взаимосвязи изменений ресурсов и результатов
Ресурсы (R) |
Р е з у л ь т а т ы (Q) |
||
А. Qt > Qo |
Б. Qt = Qo |
В. Qt < Qo |
|
А. Rt > Ro |
ААI. Результаты растут быстрее, чем ресурсы. (Qt / Qo) : (Rt / Ro) > 1. Развитие есть, рост есть. ААII. Результаты растут также, как ресурсы. (Qt / Qo) : (Rt / Ro) = 1. Развития нет, рост есть. ААIII. Результаты растут медленнее ресурсов. (Qt / Qo) : (Rt / Ro) < 1. Развития нет, рост есть. |
АБ. Результаты стабильны, ресурсы растут. (Qt / Qo) : (Rt / Ro) < 1. Развития нет, роста нет.
|
АВ. Результаты падают, ресурсы растут. (Qt / Qo) : (Rt / Ro) < 1. Развития нет, роста нет.
|
Б. Rt = Ro |
БА. Результаты растут, ресурсы стабильны. (Qt / Qo) : (Rt / Ro) > 1. Развитие есть, рост есть. |
ББ. Результаты стабильны, ресурсы стабильны. (Qt / Qo) : (Rt / Ro) = 1. Развития нет, роста нет.
|
БВ. Результаты падают, ресурсы стабильны. (Qt / Qo) : (Rt / Ro) < 1. Развития нет, роста нет. |
В. Rt < Ro |
ВА. Результаты растут, ресурсы падают. (Qt / Qo) : (Rt / Ro) > 1. Развитие есть, рост есть.
|
ВБ. Результаты стабильны, ресурсы падают. (Qt / Qo) : (Rt / Ro) > 1. Развития еcтm, роста нет.
|
ВВI. Результаты снижаются быстрее ресурсов. (Qt / Qo) : (Rt / Ro) < 1. Развития нет, роста нет. ВВII. Результаты снижаются также, как ресурсы. (Qt / Qo) : (Rt / Ro) = 1. Развития нет, роста нет. ААIII. Результаты снижаются медленнее ресурсов. (Qt / Qo) : (Rt / Ro) > 1. Развитие есть, роста нет. |
ЛР № 5. Классификация муниципальных образований с применением кластерного анализа (4 часа).
Для данного занятия издано учебное пособие – Применение статистических методов в исследовании социально – экономических процессов региона: Учеб. пособие / Перфильев С.В., Федотов Н.И.; Рязан. гос. радиотехн. акад. Рязань, 2005. 64 с.)
Данное издание содержит общие теоретические положения по данной проблеме, а также порядок проведения анализа.
ЛР № 6. Анализ факторов экономического и социального развития территории (4 часа).
Для данного занятия издано учебное пособие – Применение статистических методов в исследовании социально – экономических процессов региона: Учеб. пособие / Перфильев С.В., Федотов Н.И.; Рязан. гос. радиотехн. акад. Рязань, 2005. 64 с.)
Данное издание содержит общие теоретические положения по данной проблеме, а также порядок проведения анализа.
ЛР № 7. Анализ территориального неравенства (4 часа).
Для данного занятия издано учебное пособие – Применение статистических методов в исследовании социально – экономических процессов региона: Учеб. пособие / Перфильев С.В., Федотов Н.И.; Рязан. гос. радиотехн. акад. Рязань, 2005. 64 с.)
Данное издание содержит общие теоретические положения по данной проблеме, а также порядок проведения анализа.
ЛР № 8. Анализ цен и тарифов на коммунальные услуги в г. Рязани и муниципалитетах Рязанской области (4 часа).
Для данного занятия изданы методические указания (Цены и тарифы на коммунальные услуги в г. Рязани и муниципалитетах Рязанской области. Плата за аренду государственной собственности в Рязанской области и муниципальной собственности в Г. Рязани: Методические указания к лабораторной работе по курсу «Экономика региона» / Рязан. гос. радиотехн. акад.: Сост. Перфильев С.В., Комолов Д.В., Кузнецова О.Ю., Прядова С.А.. Рязань, 2004. 20 с.)
Данное издание содержит общие теоретические положения по данной проблеме, а также порядок проведения анализа.