Экономические дисциплины - Микроэкономика

Скачать с сервера

1. Цели и задачи дисциплины.
Микроэкономика - экономическая дисциплина, изучающая закономерности и факторы экономического роста, использования  ограниченных ресурсов для производства товаров и обмена их с целью удовлетворения потребностей, о видах деятельности по производству и обмену, повседневной деловой жизни людей и извлечении средств существования.
Цель изучения «Микроэкономики» как учебной дисциплины состоит в изучении студентами основных экономических категорий и законов, в  определении взаимосвязей между явлениями экономической жизни общества, в выработке методологических основ для изучения конкретных и специальных экономических дисциплин.

Задачи изучения дисциплины:

-     приобретение целостного представления о микроэкономике как о науке;

-     изучение взаимосвязей и взаимообусловленности экономических явлений;

-     получение системного представления об основных категориях микроэкономики;

-      приобретение знаний, объясняющих сущность экономических явлений.

 

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины «Микроэкономика» студент должен знать:

-     основные научные подходы в определении предмета и метода микроэкономики;

-     содержание теории потребления и теории производства;

-     основные рыночные структуры и механизм их функционирования;

-     основные факторы производства и механизм функционирования рынка факторов производства;

-     логику общего равновесия рынка и его эффективность;

-     основы микроанализа;

-     основы институционального аспекта функционирования рынка.

В результате изучения дисциплины «Микроэкономика» студент должен уметь:

-     абстрагировать, упрощать, схематизировать реальные экономические ситуации;

-     описывать, классифицировать, систематизировать факты экономической действительности;

-     объяснять основные экономические процессы.

В результате изучения дисциплины «Микроэкономика» студент должен иметь навыки:

-     обобщения экономических явлений;

-     основ системного анализа экономических явлений.

 

 

 

3.Объем дисциплины и виды учебной работы.

 

Вид учебной работы

Всего часов

3-й семестр

Общая трудоемкость дисциплины

150

150

Аудиторные занятия

54

54

Лекции

36

36

Семинары (С)

нет

нет

Лабораторные работы (ЛР) и деловые игры (ДИ)

18

18

Курсовая работа

нет

нет

Самостоятельная работа

91

91

Индивид. занятия

5

5

Расчетно-графические работы

Нет

Нет

Реферат

Нет

Нет

и (или) другие виды самостоятельной работы

Подготовка к лабораторным работам

Вид контроля

Зачет

Зачет

 

4.Содержание дисциплины.

4.1.Тематический план, аудиторные часы

 

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

1.

Предмет и метод микроэкономики

2

ЛР №1- 2 ч.            ЛР №2 – 2 ч.          ЛР №3 – 2 ч.

2.

Теория потребления

4

ЛР №4 – 2 ч.          ЛР №5 – 2 ч.          ЛР №6 – 2 ч.

3.

Теория производства

4

ЛР №7 – 2 ч.          ЛР №8 – 4 ч.

4.

Рыночные структуры

8

 

5.

Рынок факторов производства

6

 

6.

Общее равновесие рынков

4

 

7.

Общее равновесие и экономика благосостояния

4

 

8.

Институциональные аспекты рыночного хозяйства

4

 

 

ИТОГО

36

18

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1.Предмет и метод микроэкономики

 

1.  Определение понятия «микроэкономика». Микроэкономики как наука.

2.  Цели и задачи микроэкономики.

3.  Предмет и методы микроэкономики.

4.  Спрос, предложение, рыночное равновесие.

Тема 2. Теория потребления.

 

1.  Количественный анализ полезности и спроса.

2.  Порядковый анализ полезности и спроса.

3.  Поведение потребителя на рынке.

 

Тема 3.Теория производства.

1.  Общие замечания о производстве благ.

2.  Кривые постоянного продукта.

3.  Издержки производства и виды издержек.

 

Тема 4. Рыночные структуры.

1.  Типы рыночных структур.

2.  Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

3.  Монополия.

4.  Олигополия.

5.  Монополистическая конкуренция.

 

Тема 5. Рынок факторов производства.

 

1.  Спрос на факторы производства.

2.  Предложение факторов производства.

3.  Рынок труда.

4.  Рынок капитала.

5.  Земельная рента и рента на другие ресурсы.

Тема 6. Общее равновесие рынков.

 

  1. Анализ общего равновесия.
  2. Равновесие и эффективность.

Тема 7. Общее равновесие и экономика благосостояния.

 

1.  Критерии оценки благосостояния.

2. Эффективность и справедливость.

Тема 8. Институциональные аспекты рыночного хозяйства.

 

1.  Правовые предпосылки рыночного хозяйства.

2.  Внешние эффекты. Теорема Р. Коуза.

3.  Общественные блага.

 

5. Лабораторный практикум

 

ЛР №1. Ценообразование.

ЛР №2. Ценообразование в условиях инфляции.

ЛР №3. Спрос и предложение.

ЛР №4. Общая и предельная полезность.

ЛР №5. Предельная норма замещения.

ЛР №6. Бюджетные линии

ЛР №7. Изокосты.

ЛР №8. Производство и издержки.

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1.Рекомендуемая литература

Nп/п

Наименование

Наличие в библиотеке РГРТА, экз.

Основная литература

1

Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. с англ. СПб.: «Автокомп», 1992. – 430 с.

3

2

Климов С.М., Селин А.П., Федорова Т.А. Микроэкономика: Учебное пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. – 350 с.

3

3

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.?: Издательская группа НОРМА-ИНФРА – М, 1999. – 572 с.

2

4

Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

5

Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/ Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. 2 – е изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 544 с. с.

6

6

Дорнбуш Р., Фишер С., Шмалензи Р. Экономика. Пер с англ. М.: Дело, 1999. -  620 с.

1

7

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2 – х тт. СПб.: СПбГУЭФ, 1996, 1998. - 544 с.

3

8

Дудко В.А., Кужель О.С.,Рябыкин А.Н., Самофалова Е.В., Харланов Д.Н. Компьютерная библиотека интерактивных динамических практикумов-тренажеров «МенторТМ». Руководство пользователдя, Методические рекомендации, Краткое описание практикумов-тренажеров. «Опережающие образовательные технологии», 2001. – 44 с.

Дополнительная литература

9

Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика/ Общая редакция Л.С. Тарасевича. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. – 352 с.

1

10

Селищев А.С. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.

3

11

Сборник задач по микроэкономике. К «Курсу микроэкономики» Р.М. Нуреева/ Гл. ред. Р.М. Нуреев. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 432 с.

4

12

Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 696 с.

3

13

В.И. Терехин, Л.В. Горяинова, М.М. Есаков, Г.В. Есакова. Основы экономической теории. Планы семинарских занятий, задачи и упражнения. Рязань: РРТИ, 1993. -

80

14

Экономическая теория. Микроэкономика. Планы практических занятий. Ч.1/ Т.М. Глухенко, Е.Н. Донцова, Л.А. Чернобродова. Рязань: РГРТА, 2001. -

50

7.Материально-техническое обеспечение дисциплины

Классы персональных ЭВМ (10-12 РС), объединенных в локальную сеть. ПЭВМ типа PENTIUM.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить