Экономические дисциплины - Маркетинг

Скачать с сервера

1. Цели и задачи дисциплины

Маркетинг – управленческая дисциплина, представляющая инструментарий деятельности фирмы в условиях рынка. Деятельность маркетолога направлена на выработку и реализацию наиболее эффективных способов адаптации фирмы к условиям рынка.

Основная цель изучения курса: дать слушателям такой объем знаний и практических навыков, который позволит им учитывать влияние маркетинга на принятие управленческих решений и осуществлять эффективное управление маркетингом в соответствии с современными международными требованиями к данному виду деятельности.

Задачи изучения дисциплины:

— приобретение системного представления  о необходимости знаний о целях, методах и объектах исследований для информационного обеспечения маркетинга;

—    формирование представления об активных методах воздействия на рынок;

—    изучение приемов и методов маркетинговой ори­ентации в организации производства и других сфер  деятельности;

—    приобретение навыков обоснования управленческих решений и  применения своих знаний к конкретной экономической ситуации;

—    формирование у обучающихся чет­кого представления о маркетинге как о концепции внутрифирменного управления и целостной системе организации предпринимательской деятельности, направленной на решение задач фирмы (предприятия) по организации производства и предложения на рынке товаров и услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности актив­ных и потенциальных покупателей.

 

Перечень дисциплин,  знание  которых  студентам необходимо для изучения данной дисциплины:

  • теория спроса и предложения (микроэкономика)
  • выборочный метод и математическая статистика
  • расчет прибылей и затрат (управленческий учет)
  • управление персоналом
  • мотивация поведения потребителей (психология, социология)
  • законодательство в области антимонопольной политики, рекламы, товарных знаков, прав потребителей, авторского права и др.
  • этика предпринимательства
  • деловой иностранный язык (английский, немецкий)
  • компьютерные знания

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Маркетинг» студент должен знать: Специалист должен знать методологические основы и практику маркетинга как комплексного подхода к управлению производством и реализацией продукции на рынках с учетом спроса и требований потребителей, а также маркетинга как функции управления деятель­ностью фирм.

В результате изучения дисциплины «Маркетинг» студент должен уметь:

• профессионально вести маркетинговую, коммерческую, рек­ламную работу в подразделениях фирм;

• представлять руководству обоснованные рекомендации по во­просам производственно-хозяйственной де­ятельности, потребностям по конкретным товарам на основе анализа результатов маркетинговых исследований и выбора целевого рынка (сегмента), рыночной ниши или окна;

• анализировать уровень качества и факторы конкурентоспособ­ности товаров на основе результатов комплексного исследования рынка и представлять руководству обоснованные рекомендации по улучшению;

• готовить рекомендации по расчетам исходной цены на товар, на основе оценки ценовой политики конкурентов, а также собственных возможностей фирмы, ее целей и стратегических программ;

• представлять руководству предложения по продвижению това­ров на рынки с учетом возможностей фирмы,

• содействовать внедрению научных и технических достижений в практику фирмы для стимулирования инновационной деятельности.

В результате изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» студент должен иметь навыки:

• поиска, сбора, систематизации, анализа и использования вторичной и первичной (оперативной) маркетинговой \информации;

• кабинетных и полевых маркетинговых исследовании;

• использования средств организационной и вычис­лительной техники для проведения маркетинговых исследований, анализа конкурентоспособности и жизненного цикла товара, разра­ботки маркетинговых программ.

 

3. Содержание разделов дисциплины

 

Тема 1. Понятие и организация маркетинга

Понятие маркетинга. Этапы развития маркетинга. Роль маркетинга в бизнесе. Концепции маркетинга. Цели, принципы и функции маркетинга. Виды маркетинга. Планирование маркетинга. Принципы организации маркетинговой деятельности в компании. Особенности маркетинга на предприятиях медико-технического профиля.

Тема 2. Маркетинговая среда фирмы

Понятие и классификация маркетинговой среды. Рынок: маркетинг и конкуренция. Рынок: конкурентоспособность и конкурентное преимущество с позиции маркетинга. Макросреда маркетинга. Комплексное исследование рынка. Правила составления анкеты. Понятие конкуренции и анализа деятельности конкурентов. Формирование списка конкурентов фирмы: подходы и обоснование выбора подхода. Оценка емкости рынка и доли фирмы. Изучение методов оценки емкости рынка. Определение положения фирмы на конкурентном рынке.

Тема 3. Спрос как объект маркетинга

Понятие и типология потребностей. Типы потребителей. Моделирование потребительского/покупательского поведения. Понятие и виды спроса. Факторы и закономерности спроса. Консьюмеризм и его значение для маркетинга.

Тема 4. Стратегический маркетинг

Понятие стратегического маркетинга. Этапы разработки маркетинговой стратегии  компании. Типология базовых и конкурентных маркетинговых стратегий. Стратегические матрицы. Сегментация рынка. Позиционирование. Операционный маркетинг. Построение маркетинговых служб на фирме. Организационное построение по продукту, по функциям, по регионам, по группам по­требителей, смешанные типы построения организационных структур маркетинговой деятельности. Роль гибких (временных) рабочих групп («по проекту»). Типовые организационные структуры маркетингового управления. Уровни маркетинговых служб в иерархии принятия управленчес­ких решений фирмы.

Тема 5. Товарный маркетинг

Понятие товара. Классификация, номенклатура и ассортимент. Товарные стратегии. Разработка нового товара.  Маркетинг жизненного цикла товара. Качество и конкурентоспособность.  Марочный маркетинг. Тестирование товара, названия, упаковки. Маркетинг услуг. Особенности услуг. Формирование товарной политики фирмы.

Тема 6. Ценовой маркетинг

Роль и функции цены. Факторы маркетингового ценообразования. Ценовые стратегии. Методы маркетингового ценообразования.  Тактические приемы маркетингового ценообразования. Ценообразование в маркетинге. Треугольник Туккера.  Постановка задач ценообразования. Порядок установления окончательной цены. Ценовая стратегия фирмы и ее типы, выработка основных на­правлений ценовой политики, определение уровня цен, прибыли и рентабельности. Стратегии «снятия сливок» и «прорыва», стратегии дифференцированных, единых, неизменных и гибких цен. Стратегия ценового лидера. Психологические методы ценообразования.

Тема 7. Сбытовой маркетинг

Основные понятия. Функции и этапы сбыта. Каналы товародвижения. Причины и стратегии выбора посредников.  Виды посредников. Отношения в канале товародвижения. Основные направления формирования сбытовой сети фирмы. Виды каналов сбыта. Прямой и косвенный методы сбыта продукции. Филиалы фирм, торговые посредники, оптовые и розничные торго­вые организации, их основные функции. Выбор каналов и методов товародвижения — основная состав­ляющая сбытовой политики в системе маркетинга. Основные этапы планирования сбытовой политики: выбор целе­вого сегмента рынка, определение места сбытовой политики в системе комплекса маркетинга, выбор каналов и методов сбыта, выбор спо­соба выхода на целевой рынок, выбор времени выхода на рынок, оп­ределение форм и методов стимулирования сбыта и необходимых для этого затрат. Традиционные и горизонтальные системы сбыта. Вертикальные системы сбыта: корпоративные, договорные, управляемые. Комби­нированные системы сбыта. Их особенности и цели организации. Стратегии сбыта: интенсивный, селективный и эксклюзивный сбыт.

Тема 8. Маркетинговые коммуникации

Цели маркетинговых коммуникаций. Формы коммуникаций. Этапы разработки форм коммуникации. Основные направления коммуникационной политики (ФОССТИС): реклама, publik relations, персональные продажи и средства стимулирования сбыта, брендинг. Понятие и сущность рекламы и ее виды. Характеристика основ­ных рекламных средств (каналов). Планирование рекламной кампа­нии. Фирменный стиль.  Роль publik relations в коммуникационной политике. Модель корпоративного имиджа. Характеристика основных направлений и форм стимулирования сбыта. Развитие системы личных продаж.  Правовое регулирование маркетинговых коммуникаций.

Тема 9. Маркетинговые исследования

Цели и этапы маркетинговых исследований. Система маркетинговой информации. Типология маркетинговых исследований. Информационное обеспечение. Кабинетные и внекабинетные («полевые») рыночные исследова­ния. Наблюдение. Эксперимент. Выборочное обследование. Анкети­рование. Комплексные методы. Метод пробных продаж.   Первичные и вторичные источники информации. Внешняя и внутренняя информация. Порядок проведения комплексного исследования рынка. Особенности рынка медицинской техники.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

(биомедицинская техника  (200401))

 

Вид учебной работы

9-й семестр

Общая трудоемкость дисциплины

88

Аудиторные занятия

68

Лекции

51

Практические занятия (ПЗ)

17

Семинары

 

Лабораторные работы (ЛР) и деловые игры (ДИ)

 

Другие виды аудиторных занятий

 

Индивидуальные занятия

7

Самостоятельная работа

13

Курсовой проект

нет

Расчетно-графические работы

нет

Реферат

нет

Вид итогового контроля

экзамен

5. Содержание дисциплины

Тематический план, аудиторные часы

 

Тема №

Количество часов

Лекции

Семинары

Индивиду-альная работа.

Самостоя-тельная

работа

Тема 1

7

2

 

1

Тема 2

6

2

1

1

Тема 3

4

-

1

1

Тема 4

6

2

 

1

Тема 5

4

2

1

1

Тема 6

4

2

1

1

Тема 7

4

-

1

1

Тема 8

8

2

1

1

Тема 9

8

1

1

5

Итого

51

17

7

13

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить