Правовые дисциплины - Административное право

Примерные конспекты  лекций

Скачать с сервера

Тема 1. Предмет, метод, система и источники административного права

(Конспект лекции)

  1. Сущность государственного управления как объекта административно-правового регулирования.
  2. Предмет административного права.
  3. Методы административного права.
  4. Система административного права. Источники административного права.

 

Административное право представляет собой отрасль право­вой системы Российской Федерации, которая призвана регулиро­вать особую группу общественных отношений. Главная их особен­ность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекра­щаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях России.

В этих общественных отношениях соответственно:

а) опосредуется в регулируемой сфере закрепленная в Консти­туции РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чело­века;

б) находит свое непосредственное выражение реальное и много­образное содержание подчиненного указанным целям особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государст­венной власти (исполнительная, или государственно-управленчес­кая, деятельность);

в) выражаются приоритет публично-правовых интересов в ре­гулируемой сфере и соответствующие им государственно-право­вые средства воздействия на общественные связи. (далее- особенности госуправления как сферы административно-правового регулирования).

Предмет административного права условно можно поделить на две такие части:

1. Внутриаппаратные отношения. Соответствующие юридичес­кие нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, под­чиненных им учреждений, строевых подразделений, организацию служ­бы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных орга­нах, учреждениях, строевых подразделениях.

2. Взаимоотношения административной власти с предприятия­ми, учреждениями, организациями любых организационно-правовых форм, с гражданами.

Главная составляющая предмета административного права, его ядро — система отношений государственной администрации с граж­данами и их организациями. Основная задача административного права — правовое обеспечение конституционных прав и обязаннос­тей граждан. Поэтому его предмет можно определить так: совокуп­ность общественных отношений, возникающих при обеспечении государственной администрацией конституционных прав и обя­занностей граждан, а также иных отношений, связанных с ее формированием и деятельностью.

Административное право, осуществляя регулятивную функ­цию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управ­ленческие отношения, на поведение их участников. Это — мето­ды правового регулирования общественных отношений. Вместе с предметом они дают наиболее емкую характеристику любой отрас­ли российского права, включая и административное право.

Кроме того, по кругу регулируемых общественных отношений, т.е. по предмету отрасли действующего права нередко оказывают­ся весьма близкими, а иногда даже совпадают в своих основных проявлениях (например, имущественные отношения, а также от­ношения в сфере охраны природной среды, предпринимательской деятельности и т.п.). Поэтому метод регулирования часто высту­пает в роли определяющего критерия при разграничении право­вых отраслей.

Проблема методов правового регулирования достаточно дис­куссионна. До сих пор обнаруживаются два принципиально раз­личных подхода к пониманию их содержания: либо каждая пра­вовая отрасль помимо предмета имеет и свой собственный метод, либо все отрасли права используют в регулятивных целях единые правовые средства, заложенные в самой природе права. Предпо­чтительной представляется вторая позиция.

Действительно, любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юриди­ческие возможности: предписание, запрет, дозволение.

Что представляют собой правовые средства регулирования об­щественных отношений? Предписания — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в ус­ловиях, предусмотренных правовой нормой. Запреты — факти­чески также предписания, но иного характера, а именно: возло­жение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Дозволения — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Подобная характеристика указанных правовых средств под­тверждает вывод о том, что они едины для всех отраслей права. Используются же они с учетом особенностей предмета данной от­расли, т.е. регулируемых общественных отношений.

На подобной основе представляется возможным оттенить осо­бенности административно-правового регулирования управлен­ческих общественных отношений, вытекающие из сущности госу­дарственно-управленческой деятельности и предмета администра­тивного права.

Во-первых, для механизма административно-правового регу­лирования наиболее характерны правовые средства распоряди­тельного типа, т.е. предписания (включая запреты). Свое непо­средственное выражение они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юри­дически-властных полномочий, адресуемых другой стороне. Пос­ледняя обязана подчиниться предписаниям, исходящим от носи­теля распорядительных прав. Такого рода полномочия не могут находиться в распоряжении обеих сторон; иное превратило бы их в равноправных субъектов. Административно-правовое регулиро­вание и его механизм — это форма юридического опосредования отношений, в рамках которой одна сторона выступает в роли Управляющего (субъект управления), а другая — управляемого (объект управления.

Наряду с предметом и методом регулирования, третьей особен­ностью самостоятельной отрасли права является ее целостность, системность, ее структура. Эта черта довольно четко прослежива­ется в административном праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределили взаимосвязь образующих отрасль юридических норм.

Административное право — целостная система правовых норм, которые объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Эти нормы должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые принципы, использовать единую терминологию. Внутри от­расли существует субординация норм разной юридической силы, об­щих и специальных. А в целом отрасль создает специфический — административно-правовой — режим регулирования общественных отношений.

Система административного права делится на общую и особенную части. Общая включает в себя общие регулятивные и охранительные нормы и делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные. Особенная часть состоит из специальных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования административной власти.

Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового, административного и граж­данского).

В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно поделить на несколько групп:

I.      Акты, принятые на основе референдумов и акты законодатель­ных органов;

II.    Акты Президента Российской Федерации;

III.   Акты государственной администрации;

IV.  Акты муниципальных органов;

V.    Публичные договоры;

VI.  Акты правосудия;

VII. Административные обыкновения.

I.      В первой группе источников можно различать:

1.  Федеральные законы и иные нормативные акты Федераль­ного Собрания Российской Федерации и Верховного Совета • РСФСР:

а)   Конституция Российской Федерации;

б)  федеральные конституционные законы (О Правительстве Российской Федерации, об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и др.);

в)   федеральные законы и законы РСФСР (Основы зако­нодательства, кодексы и др.);

г)   декларации, положения, акты об амнистии и другие акты Верховного Совета РСФСР, палат Федерального собра­ния Российской Федерации.

2. Законодательные акты субъектов Федерации:

а)   конституции, уставы субъектов Федерации;

б)  законы субъектов Федерации.

Вторая группа — акты Президента Российской Федерации. Поскольку Конституция Российской Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента — важнейший источник административно­го права.

Акты Президента Российской Федерации — это:

а)   указы Президента;

б)  распоряжения Президента.

III.   Третья группа — акты государственной администрации — самая многочисленная как по количеству актов, так и по их ис­точникам.

1.  Административные акты федеральных органов и организаций:

а)   постановления и распоряжения Правительства Российс­кой Федерации;

б)   постановления, приказы, инструкции министерств и дру­гих центральных федеральных органов специальной ком­петенции;

в)   приказы, постановления, инструкции, распоряжения и дру­гие акты территориальных федеральных органов испол­нительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;

г)   акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;

д)  акты Банка России.

2. Административные акты субъектов Федерации:

а)   указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);

б)  постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;

в)   приказы, постановления центральных органов специаль­ной компетенции субъектов Федерации;

г)   приказы, постановления местных органов государствен­ной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);

д)  приказы, инструкции администраций, государственных пред­приятий, учреждений субъектов Федерации.

IV.   Любые правовые нормы, регулирующие вопросы административ­ного принуждения, являются административными. И если такие нормы принимаются решениями муниципальных органов, эти акты становятся источниками отраслевых норм. Так, местные органы исполнительной власти могут издавать акты, регулирующие общественный порядок и другие вопросы адм. Права.

Особая роль у договоров (речь в том числе о международных договорах, федеративных договорах). Акты правосудия как источники административного права.

Тема 2. Административно-правовые нормы и отношения

  1. Механизм административно-правового регулирования. Понятие и особенности административно-правовых норм.
  2. Структура и виды административно-правовых норм.
  3. Сущность административно-правовых отношений.

 

  1. 1. Механизм административно-правового регулирования. Понятие и особенности административно-правовых норм.

Правовое регулирование – это процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Предметом правового регулирования является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм. И если, например, имущественные отношения составляют предмет гражданско-правового регулирования, то и административное право имеет свою специфическую сферу  регулирования.

Первичной элементарной «клеточкой» административного права, на базе которой формируется механизм административно-правового регулирования, является административно-правовая норма.

Норма права по своему юридическому значению есть установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношение.

Административно-правовая норма – норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

В административно-правовых нормах выражается регулятивная роль административного права, так как:

-          нормы административного права устанавливают правовое положение и компетенцию органов исполнительной власти (ОИВ);

-          нормы административного права регулируют деятельность ОИВ;

-          нормы административного права регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти;

-          нормы административного права определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления, вариант должного поведения лиц и организаций;

-          обеспечивают эффективность государственного управления в отношении конституционных прав и свобод граждан и их негосударственных объединений;

-          нормы административного права регулируют и иные отношения (например, финансовые – в части определения порядка взимания налогов, сборов; земельные – по вопросам контроля за соблюдением природоохранного законодательства  и т.п.);

-          нормы административного права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательства на них.

Особенности административно-правовых норм.

  1. 1. За соответствующими субъектами исполнительной власти законодательно закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм. Налицо административное нормотворчество.
  2. 2. Нормы административного права являются одной из важнейших юридических форм правоприменения в сфере государственного управления.
  3. 3. Правоустановление (правотворчество) по своей сути служит целям правоприменения (исполнения). Административные нормы и акты субъектов исполнительной власти издаются «во исполнение» законов.
  4. 4. Существует определенная иерархия административно-правовых норм: конституционные нормы, нормы законов, нормы, устанавливаемые непосредственно субъектом исполнительной власти… Все эти нормы не равнозначны по своей юридической силе.
  5. 5. Административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны по сравнению с аналогичными нормами конституционного и законодательного характера, производны от них. Отсюда – подзаконность не только деятельности субъектов исполнительной власти, но и устанавливаемых ими административно-правовых норм.
  6. 6. Особенности переходного периода в России привели к деформации порядка принятия административно-правовых норм, когда законодательная власть подменялась исполнительной и административно-правовые нормы создавались органами государственного управления общей компетенции. Более того, чрезвычайно развито оказалось и административное нормотворчество отраслевого характера.

2. Структура и виды административно-правовых норм.

Всякие нормы права имеют определенную структуру и подразделяются на виды.

Структура любой правовой нормы обычно представлена следующими элементами: 1) гипотеза – указывает на круг лиц, которым адресована норма, а также на обстоятельства (условия), при которых она реализуется; 2) диспозиция – само правило поведения, которое состоит из прав и обязанностей участников правовых отношений, содержит модель должного поведения; 3) санкция указывает на меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям норм права.

Структура, внутреннее строение административно-правовой нормы имеет следующие составные части:

-          гипотеза – условие действия административно-правовой нормы;

-          диспозиция – предписания, запреты и дозволения;

-          санкция – меры административного и дисциплинарного воздействия.

Нормы права и нормы закона могут не совпадать. Особенности структуры административно-правовых норм:

  1. 1. не во всех случаях четко выражена гипотеза. В некоторых случаях она излагается в виде юридических фактов;
  2. 2. структура многих административно-правовых норм не содержит санкций, в этих случаях санкции предусматриваются другими актами;
  3. 3. для административно-правовых санкций характерно многообразие: административные санкции, дисциплинарные, административно-материальные, административно-процессуальные;
  4. 4. санкции в административном праве разделяются на абсолютно-определенные и относительно-определенные.

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию. Сам характер административно-правовых норм предполагает множество критериев их классификации. Рассмотрим лишь некоторые из них.

По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на: общие, межотраслевые и отраслевые.

По предмету регулирования различают административно-правовые нормы:

-          материальные – нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т.е. фактически их административно-правовой статус;

-          процессуальные – нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

По их конкретному юридическому содержанию административно-правовые нормы бывают:

-          обязывающие – нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание;

-          запрещающие – нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий или специальный характер;

-          уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) – нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;

-          стимулирующие (поощрительные) – нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений;

-          рекомендательные нормы, которые, как правило, не имеют юридически- обязательного характера и используются чаще во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.

По адресату могут быть отмечены нормы, регламентирующие:

-          организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;

-          административно-правовой статус государственных служащих – работников управленческого аппарата;

-          вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;

-          административно-правовой статус общественных объединений;

-          отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур;

-          административно-правовой статус гражданина.

С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы классифицируются по масштабу действия. Это: а) общефедеральные нормы; б) нормы субъектов Российской Федерации (РФ).

В зависимости от предела действия административно-правовые нормы бывают:

1. соответственно территориальному масштабу:

  • территориальные – нормы, действующие в границах государства, государственно-территориальных образований;
  • межтерриториальные – нормы, действующие в границах нескольких государственно-территориальных (административно-территориальных) образований;
  1. 2. по действию во времени:
  • срочные – нормы, для которых определен срок действия;
  • бессрочные – нормы указания срока действия, т.е. до официальной отмены компетентным органом;
  1. 3. по кругу лиц:
  • нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех, либо на отдельных юридических лиц;
  • нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы.

Реализация административно-правовых норм – это процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, выраженной в нормах. Существует четыре формы реализации административно-правовой нормы: исполнение – точное следование участников регулируемых управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся; применение – выражается в издании полномочным органом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм; соблюдение – связано с реакцией участников управленческих отношений на запреты, т.е. является конкретным выражением исполнения; использование – добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

3. Сущность административно-правовых отношений

Под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Особенности административно-правовых отношений заключаются в следующем:

  1. Административно-правовые отношения – это, как правило, отношения в виде «власть – подчинение», то есть это так называемые «властеотношения».
  2. В административно-правовых отношениях присутствует особый субъект управления, где наличествует соподчиненность воль, авторитет господствующего субъекта подчиняет воли других, то есть можно говорить о том, что здесь наблюдаются юридически неравные стороны.
  3. Объект административного правоотношения – воля, сознание и опосредованное им поведение (действия) управляемых субъектов в сфере реализации исполнительной власти.
  4. Административно-правовые отношения – это сфера государственного управления, здесь преобладает публично-правовой, государственный интерес.
  5. Разнообразие административно-правовых отношений обусловлено тем, что они возникают не просто в сфере государственного управления (здесь могут быть и гражданско-правовые отношения), но в связи или по поводу совершения полномочий субъектами исполнительной власти. Поэтому в них всегда присутствует обязательная сторона, без которой данные отношения не возникают (исполнительный орган или должностное лицо).
  6. Административно-правовые отношения по своей сути – организационные отношения, включающие «самоорганизацию» и организацию других коллективов и лиц.
  7. Административно-правовые отношения могут возникнуть по инициативе любой из сторон и даже вопреки желанию другой стороны и без ее согласия (не возможное, а обязательное поведение).
  8. Споры решаются здесь преимущественно во внесудебном порядке (есть понятие административного обжалования решения). Судебный порядок рассмотрения споров носит как самостоятельный, так и альтернативный характер.
  9. Для административно-правовых отношений существует административная ответственность не перед второй стороной (как в гражданском праве), а перед государством (или должностным лицом).

Элементами административно-правовых отношений выступают:

  • субъекты (участники) правоотношений;
  • объекты (то, по поводу чего возникли отношения);
  • юридические факты.

Субъект административно-правовых отношений – тот, кто наделен государственно-властными полномочиями и на кого административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций.

Субъектами административно-правовых отношений выступают государственные органы и их подразделения, предприятия (учреждения, организации), служащие государственных органов и организаций, представители общественных формирований (наделенные административными правами и обязанностями), граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Общий объект регулирования административно-правовых норм – общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти, непосредственный объект – поведение субъектов.

Юридические факты – это жизненные обстоятельства, с наличием которых законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических фактов выступают действия (бездействие) или события. Действия – результат активного волеизъявления субъекта. Они бывают правомерные (соответствующие требованиям административно-правовых норм) и неправомерные (нарушающие требования административно-правовых норм). События – явления, независимые от воли людей, но при которых между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения.

Существует несколько оснований для классификации различных групп административных правоотношений. Так некоторые ученые склонны выделять два вида административно-правовых отношений: основные (непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия) и неосновные (отношения за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением).

По содержанию различают следующие виды административно-правовых отношений: материальные (регулируемые материальными нормами административного права) и процессуальные (регулируемые административно-процессуальными нормами).

В зависимости от особенностей участников отношений существуют следующие виды административно-правовых отношений:

  • между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне;
  • между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне;
  • между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями;
  • между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями;
  • между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
  • между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями;
  • между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
  • между субъектами исполнительной власти и гражданами.

В зависимости от конкретных целей возникновения общественных отношений выделяют: внутренние (возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления) и внешние (связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти).

Различают также субординационные и координационные административно-правовые отношения. По юридическому характеру взаимодействия их участников выделяют вертикальные и горизонтальные правоотношения. Вертикальные административно-правовые отношения в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектами и объектами управления. Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны.

Существуют и другие классификации различных видов административно-правовых отношений (например, в зависимости от государственного устройства, по характеру юридических фактов и т.п.).

 

 

Тема 3. Субъекты административного права

  1. Административно-правовой статус граждан России.
  2. Основные права и обязанности граждан в сфере общественного порядка и общественной безопасности.
  3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

(Схема лекции – конспект)

Субъекты административного права

Субъекты административного права – это физические или юридические лица, наделенные определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления.

 

Виды субъектов

 

1). Административно-правовой статус гражданина (АПСГ) – совокупность прав, обязанностей и ответственности граждан, а также гарантии реализации прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права.

АПСГ включает в себя:

  • Административную правоспособность – способность гражданина иметь права, предусмотренные нормами административного права, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления.

Административную дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами.

Юридическую ответственность: уголовно-правовую, гражданско-правовую, дисциплинарную, административную, материальную.

 

Гарантии реализации прав человека

 

 

 

Организационно-правовые гарантии можно подразделить на судебные и административные (реализуемые во внесудебном порядке).

Основные виды обращений граждан:

  • o Предложение – привлечение внимания к несовершенству организации и указание путей устранения;
  • o Заявление – обращение гражданина по поводу реализации права, не связанного с его нарушением;
  • o Жалоба – обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушения права или законного интереса.

Существуют особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Так в соответствии с ФЗ от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАНВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» все иностранные граждане делятся на постоянно проживающих, временно пребывающих на территорию РФ и проезжающих через территорию РФ транзитом. Существуют ограничения правосубъектности иностранных граждан:

«1. Иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на муниципальной службе.

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

2. Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

1. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую

2. Иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить