Правовые дисциплины - Административное право

 

 

8. Источники административного права. Любой источник права означает конкретную форму выражения данной отрасли права. Нормы АП содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах. В целом можно отметить, что источниками АП являются акты государственных органов (законы и подзаконные акты), в которых содержатся нормы АП, т.е. нормативно-правовые акты. Характерным для отрасли АП является тот факт, что существует множество юридических норм, что определяется предметом правового регулирования или широким кругом управленческих отношений.

АП нормы содержатся не только в административно-правовых актах, но и в нормативных актах правового характера разных отраслей права.

К источникам  АП относятся:

- законы (Конституция РФ, Конституции Республик в составе РФ, Федеральные конституционные законы, кодексы и Федеральные законы);

- нормативные указы Президента РФ

- акты представительных органов субъектов Федерации (законы, решения и постановления);

- нормативные постановления Правительства РФ;

- инструкции, постановления, приказы и другие акты федеральных министерств, государственных комитетов и других федеральных ведомств и служб;

- акты органов исполнительной власти республик в составе России (постановления, решения глав администраций, распоряжения и приказы).

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры (ратифицированные Россией) являются частью законодательной системы РФ.

 

9. Понятие, структура и виды административных норм. Норма любой отрасли права представляют собой правило общего масштаба (мера) должного или возможного поведения, установленного государством и охраняемого специальными государственными средствами.

Нормы АП, как и других отраслей права, выполняют функцию регулятора общественных отношений. Поэтому можно констатировать, что АП норма – это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности. АП норма, как и другие нормы права, имеет свою структуру. В классическом варианте АП норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – часть АП нормы, содержащая указание на фактические условия реализации нормы (те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать).

Диспозиция – правила поведения, предписываемые нормой (права, правомочия, дозволение, предписание).

Санкция – элемент АП нормы, содержащей указание на меры административного воздействия (штраф, обыск, осмотр и т.д.).

Виды АП норм:

1)                    материальные и процессуальные;

2)                    регулятивные и охранительные;

3)                    обязывающие, уполномочивающие, запретительные и поощрительные;

4)                    срочные и бессрочные;

5)                    общероссийские, территориальные, межтерриториальные, местные.

АП нормы действуют в пределах РФ и в некоторых отдельных случаях за ее границами (деятельность органов и должностных лиц, находящихся за границей). Подразделение АП норм возможно по адресатам (нормы, относящиеся к гражданам и т.д.).

 

10. Реализация административных норм. Реализация АП норм представляет собой практическое воплощение в жизнь содержащихся в норме правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, которое осуществляется в форме соблюдения, использования и применения. Иначе – это способы реализации АП норм. Они характеризуются добровольным подчинением субъекта права нормам права.

Соблюдение – сущность в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормой.

Исполнение – заключается в активных правомерных действиях по предписанию, содержащемуся в норме.

Использование – добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Применение носит активный (творческий) характер. Данная форма реализуется компетентными органами в установленном законодательном процессуальном порядке.

 

11. Административно-правовые отношения и их виды. АП отношения – регулируемые нормами АП общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. Общественные отношения имеют составные части: субъекты, объекты и содержание.

Субъекты АП отношений – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, государственные органы, их структурные подразделения, учреждения, предприятия и иные государственные организации, общественные и негосударственные объединения, служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных) объединений, представители общественных формирований, наделенные административными правами и обязательствами.

Объект АП отношений – многообразные общественные отношения, которые определяются поведением субъектов, т.е. объектом выступает то, по поводу чего возникает правоотношение, т.е. действие, поведение субъекта права.

Содержание – права и обязанности субъектов.

АП отношения носят двусторонний характер: правам одной стороны корреспондируются обязанности другой стороны. Основанием возникновения АП отношений являются юридические факты, т.е. факты, с наличием которых законодатель связывает динамику правовых отношений.

Особенности административно-правовых отношений.

1. Одной из сторон отношений является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями государственно-властного характера.

2. Для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой.

3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативного акта, т.к. действуют по поручению государства.

4. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон. При этом согласие второй стороны не обязательно.

5. Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке.

6. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность в лице его органов перед государством.

 

 

13. Основы административно-правового статуса граждан. Н/а: Конституция РФ; Закон РФ "О гражданстве" от 28 ноября 1991г; Федеральный конституционный закон "Об уполномоченном по правам человека в РФ от 26 февраля 1997 г; Положение "О комиссии по правам человека при Президенте РФ" от 18 октября 1996 г.

Статус определяется объемом и характером административной правосубъектности:

1) административная правоспособность – это способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью

2) административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административными нормами.

(В качестве субъектов административного права можно рассматривать РФ, субъектов РФ, гос.).

Виды административной дееспособности:

1. полная, наступает с 18 лет

2. ограниченная, с 16 лет

На административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний – душевная болезнь, слабоумие. В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

Ст. 20

Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить