Правовые дисциплины - Административное право

 

14-15. Права, обязанности, гарантии граждан. Предусмотрены в Конституции РФ (ст. 45, 46). Для усиления гарантий соблюдения прав граждан создана комиссия по правам человека при Президенте РФ и введена должность Уполномоченного по правам человека в РФ, назначен Государственной Думой (Олег Нестеров), который рассматривает жалобы граждан на действие государственных органов и должностных лиц, если заявитель ранее обжаловал эти действия в судебном или административном порядке и не согласен с решением, принятым по жалобе.

Права. Ст. 27 1. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. 2. каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ.

Ст. 31. Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, демонстрации, шествия и пикетирование.

Ст. 32 (ч. 1, 4) 1. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей 4. Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Ст. 33 Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в гос. органы и органы местного самоуправления

Ст. 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиняющего его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обязанности. Ст. 57 каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Ст. 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Гарантии. Ст. 59 – в./ с. Ст. 45 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Ст. 46 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства прав. защиты.

 

17. А-П статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Существуют особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Так в соответствии с ФЗ от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» все иностранные граждане делятся на постоянно проживающих (имеют вид на жительство, выданный соответствующими органами), временно пребывающих на территорию РФ (разрешение на временное проживание) и проезжающих через территорию РФ транзитом (виза или иной порядок, нет вида и разрешения).

Пользуются основными правами, но существуют ограничения правосубъектности иностранных граждан: 1. Иностранный гражданин не имеет права: 1) находиться на муниципальной службе. 2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации; 3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; 4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации; 5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации; 6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

1. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу. 2. Иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

31. Понятие административной ответственности. Административная ответственность – это один из видов юридической ответственности, выражающийся в применении установленных законом административных наказаний за совершение административных правонарушений.

Иначе говоря, административная ответственность – это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты дея­тельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности присущ всеобщий харак­тер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.

В то же время, административной ответственности присущи признаки, общие для всех видов юридической ответственности. Это то, что она является: 1)государственным, правовым принуждением; 2)влечет за собой наступление неблагоприятных последствий; 3)содержит итоговую  правовую оценку деяния и нарушителя от имени государства; 4)является ретроспективной или негативной ответственностью.

Административная ответственность как правовой институт организует­ся на следующих принципах: 1)законности; 2)равенства перед законом; 3)целесообразности ответственности; 4)неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности;  5)индивидуализации мер ответственности; 6)гласности.

Основные черты административной ответственности: 1)Материальным основанием является совершение виновным лицом административного правонарушения. 2)Нормативным основанием являются как федеральные законы и подзаконные акты, так и правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. 3)Выражается в применении к виновным особых мер государственного принуждения – административных наказаний, не влекущих, в отличие от уголовных, судимости. 4)Административное наказание назначается широким кругом  уполномоченных законом органов и должностных лиц. 5)Административные наказания назначаются органами и должностными лицами в отношении неподчиненных им правонарушителей. 6)Субъектом ответственности являются как граждане (физические лица), так и организации (юридические лица). 7)Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. 8)Законодательством установлен особый порядок привлечения правонарушителей к административной ответственности. 9)В Кодексе РФ об административных правонарушениях содержатся как материальные, так и процессуальные нормы.

 

32. Административное правонарушение. В соответствии со статьей 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП и другими нормативными актами, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

В характеристике признаков административного правонарушения клю­чевыми являются понятия "действие" и "бездействие", которые обра­зуют такое правовое понятие, как "деяние". 1)Действие – активная форма поведения правонарушителя, непосредственно связан­ная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета (например, нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения). 2)Бездействие - пассивная форма поведения правонарушителя, непосредственно свя­занная с невыполнением обязанностей и законных требований (напри­мер, руководитель торгового предприятия не обеспечил наличие серти­фикатов на реализуемые товары).

Признаки административного правонарушения: 1)антиобщественность; 2)противоправность; 3)виновность; 4)наказуемость деяния.

Под составом административного правонарушения понимается установ­ленная правом совокупность признаков (элементов), при наличии ко­торых антиобщественное деяние может повлечь административную от­ветственность. Элементами состава административного правонарушения являются: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.

Объект административного правонарушения - общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, регулируемые нор­мами права и охраняемые мерами административной ответственности. Непосредственный объект административного правонарушения – это конкретное общественное отношение в сфере государственного управления, на которое посягает определенное административное правонарушение.

Объективная сторона административного правонарушения – внешнее проявление административного правонарушения, заключается в деянии (действии или бездействии), которое выражается в наруше­нии установленных административно-правовыми нормами правил. Элементы объективной стороны формального состава административного правонарушения содержат обязательные и необязательные (факультативные) компоненты. Для объективной стороны материального состава административного правонарушения важны деяние, последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями. Необязательные (факультативные) компоненты - это время, место, способ (форма выражения действия или бездействия), средства (орудия, предметы, приспособления для осуществления действия или бездействия), обстановка, признак «другого лица».

Субъектом административного правонарушения является лицо, совер­шившее административное правонарушение. По действующему законо­дательству субъектами административных правонарушений признаются коллективные и индивидуальные субъекты.

Субъективная сторона административного правонарушения - психическое отношение субъекта к совершаемому противоправному действию или без­действию, а в материальном составе и к наступившим в результате этого последствиям. Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть разбиты на 2 части: обязательные и необязательные (факультативные). К обязательным относится вина, которая может быть выражена в форме умысла и неосторожности. К факультативным элементам относят цель и мотив административного правонарушения.

 

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить