Правовые дисциплины - Административное право

 

33. Административное наказание - установленная государством мера ответ­ственности за совершение административного правонарушения. При­меняется в целях воспитания и предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административ­ное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное пра­вонарушение, или причинение ему физических страданий, а также на­несение вреда деловой репутации юридического лица.

В соответствии со статьей 3.2 КоАП РФ выделяются следующие виды административного наказания: 1)предупреждение (официальное порицание физического или юридического лица); 2)административный штраф (денежное взыскание: МРОТ, стоимость предмета нарушения, сумма налогов); 3)возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4)конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5)лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6)административный арест (содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, до 15 суток); 7)административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8)дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом). 3,4 и 7 – дополнительные.

Наложение наказания: 1)назначается в пределах, установленных законом, пре­дусматривающим ответственность за данное административное право­нарушение; 2)учи­тываются характер совершенного им административного правонаруше­ния, личность виновного, его имущественное положение, обстоятель­ства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; 3)назначение административного наказания не освобождает лицо от ис­полнения обязанности, за неисполнение которой административное на­казание было назначено; 4) никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное ад­министративное правонарушение.

Смягчающие обстоятельства: -раскаяние; -предотвращение вредных последствий; -возмещение ущерба; -совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; -совершение административного правонарушения несовершеннолетним; -совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Отягчающие: -продолжение противоправного поведения; -повторное совершение; -вовлечение несовершеннолетнего; -совершение группой лиц; -совершение при чрезвычайных обстоятельствах; -опьянение.

Административная ответственность исключается по следующим обстоятельствам: -действие в состоянии крайней необходимости; -невменяемость физического лица, то есть состояние; -обстоятельства, указывающие на малозначительность административного правонарушения по усмотрению судьи или должностного лица; -смерть лица, в отношении  которого ведется производство по делам об административном правонарушении.

 

34. Понятие административного процесса. Это совокупность последовательных действия для достижения юридических результатов, решения управленческих дел, урегулированных нормами административного права процессуального характера.

С юридической точки зрения, процесс своим назначением имеет реализацию норма материального права, т.е. деятельность по реализации материальных административно-правовых норм по сути и есть административный процесс.

Административный процесс иногда рассматривают в 2 направлениях: 1) как совокупность всех действий, совершаемых исполнительными органами и должностными лицами для реализации возложенных на них задач и функций. Это проявляется в различного рода административных процедурах, например в деятельности разрешительной системы, в деятельности надзорных органов, при исполнении регистрационных функций. 2) базируется на чисто юрисидкционной деятельности или функции, т.е. соответствующие органы управления и должностные лица непосредственно, т.е. во внесудебном порядке осуществляют административную юрисдикцию.

Таким образом административный процесс, это административно-процессуальная деятельность, которая понимается в дух вариантах: административно-процедурном и административно-юрисдикционном. При этом оба варианта имеют некоторые сходные черты: - преимущественно несудебный порядок; -индивидуальный характер дел; -их регламентация осуществляется в одном нормативно-правовом акте.

Административная юрисдикция – это правоохранительная административно-процедурная деятельность субъектов исполнительной власти по решению административных споров и рассмотрению жалоб граждан. Как правило, основаниями АП споров являются жалобы граждан и иных участников АП отношений, а также протесты прокуроров.

АП юрисдикция реализуется в определенных формах и конкретными субъектами. В связи с этим используется понятие административного производства. Под ним понимается нормативно-урегулированный вид деятельности полномочных субъектов исполнительной власти по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел.

Сами административные производства различаются. 1)По субъекту осуществления юрисдикционных полномочий и по предмету: -производство по делам об административных правонарушениях, -дисциплинарное производство, -производство по жалобам, -согласительное производство. 2)По субъекту: -административная юрисдикция осуществляемая непосредственно исполнительными органами и должностными лицами; -осуществляемое судебными органами.

 

35. Виды государственного контроля. Государственный контроль – это деятельность по осуществлению проверки и постоянного наблюдения компетентными государственными органами и их должностными лицами за деятельностью исполнительных органов власти (должностных лиц) по исполнению требований законности и целесообразности с целью установления ее соответствия этим требованиям и при необходимости ее корректировки.

По назначению выделяют общий контроль (охватывает всю деятельность подконтрольных объектов) и специальный (осуществляется по каком-либо конкретному вопросу).

По целенаправленности выделяют внешний (осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства) и внутренний контроль (осуществляется собственными силами учреждения).

По виду органов государственной власти выделяют президентский контроль; контроль органов законодательной власти; контроль органов исполнительной власти; контроль органов судебной власти.

Контроль межотраслевой и отраслевой. Межотраслевой – осуществляется в целях решения комплексных задач, или касающийся ряда отраслей управления. Межотраслевые государственные федеральные ведомства России, а точнее, федеральные службы и их региональные органы осуществляют вневедомственный контроль. При этом они наделены соответствующими полномочиями (вправе производить проверки и обследования работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции). По результатам проверок предлагаются сведения о выявленных нарушениях. К таковым относятся: Фед. Налоговая служба, Фед. Таможенная служба, Фед. Служба по надзору в сфере природопользования, Роспотребнадзор.

Внутриотраслевой осуществляется органами, которые являются отраслевыми. Как правило в пределах подведомственности, этот надзор представляет собой систематические проверки, проводимые лично руководителем или с помощью специального аппарата (инспекции контрольно-ревизионной службы).

 

36. Прокурорский надзор. В самом общем смысле надзор – наблюдение специальными государственными органами и должностными лицами за деятельностью не подчиненных им участников управленческих правоотношений с целью выявления нарушений законности.

Среди основных видов надзора выделяют административный и прокурорский надзор. Административный надзор – специальный вид правоохранительной деятельности ряда государственных органов исполнительной власти, заключающийся в осуществлении систематического контроля за соблюдением и исполнением норм и правил, действующих в сфере исполнительной власти. (Надзор сотрудниками Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции безопасности дорожного движения и др., надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы и т.п.)

Единственным ведомством в системе государственной власти, осу­ществляющим надзор за исполнением всех действующих в Российской Федерации законов от имени государства, является прокуратура. Проку­рорский надзор — это специфический вид государственной деятельно­сти. Он распространяется на всю территорию страны и на все отноше­ния, урегулированные правом, являясь в этом смысле универсальным.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. предметом ее надзора является исполнение законов и соблю­дение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, законодательными и исполнительными органами субъектов Федера­ции, их должностными лицами, администрациями негосударственных организаций, а также соответствие законам издаваемых ими право­вых актов.

В своей деятельности прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению наруше­ний прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответствен­ности лиц, нарушавших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует иные полномочия, предоставленные в связи с осуществле­нием надзора за исполнением законов.

Выявив нарушения действующего законодательства, прокурор применяет и специальные меры прокурорского реагирования: -протест, -представление, -постановление, -заявление о признании правового акта противоречащим закону (недействительным), -предостережение.

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить