Социальные дисциплины - Методы социально-экономического прогнозирования

Скачать с сервера

1. Цели и задачи дисциплины.
Методы социально-экономического прогнозирования – социально - экономическая дисциплина, изучающая методологию, методы и технологию прогнозирования.
Цель изучения «Методы социально-экономического прогнозирования. Часть 1» как учебной дисциплины состоит в изучении студентами научных основ социально-экономического прогнозирования, методов прогнозирования, роли и места прогнозирования в системе планирования.

Задачи изучения дисциплины:

-       знакомство с различными методами прогнозирования и с областями их применения;

-       изучение методик осуществления социально-экономических прогнозов;

-       изучение прогнозирования базовых условий социально – экономического развития, развития материального производства, социального развития.

 

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины «Методы социально-экономического прогнозирования. Часть 1» студент должен знать:

-методологию прогнозирования в управлении социально – экономическими системами;

-назначение и общую характеристику методов прогнозирования;

-технологию применения методологии и методов прогнозирования;

-применение методов прогнозирования для решения конкретных социально – экономических и социальных  задач.

В результате изучения дисциплины «Методы социально-экономического прогнозирования. Часть 1» студент должен уметь:

-определять области применения различных методов прогнозирования;

-осуществлять подготовку информации для использования в различных методах прогнозирования;

-осуществлять статистическую обработку информации при прогнозировании различными методами;

-осуществлять выбор основных факторов при решении задач социально – экономического и социального прогнозирования, оказывающих влияние на искомые результаты;

-осуществлять расчеты достоверности и адекватности прогнозов.

В результате изучения дисциплины «Методы социально-экономического прогнозирования. Часть 1» студент должен иметь навыки:

-проведения социально – экономических и социальных прогнозов;

-работы с нормативной документацией и методиками по основным направлениям социально – экономического и социального прогнозирования.

 

 

 

 

3.Объем дисциплины и виды учебной работы.

 

Вид учебной работы

Всего часов

8-й семестр

Общая трудоемкость дисциплины

107

107

Аудиторные занятия

51

51

Лекции

34

34

Практические занятия (ПЗ), семинары (С) и контрольные задания (КЗ)

нет

нет

Лабораторные работы (ЛР) и деловые игры (ДИ)

17

17

Другие виды аудиторных занятий

Нет

 

Самостоятельная работа

50

50

Курсовой проект (работа).

Нет

 

Расчетно-графические работы

Нет

 

Реферат

Нет

 

и (или) другие виды самостоятельной работы

Задания по подготовке к лабораторным работам

Вид контроля

Зачет

Зачет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Содержание дисциплины.

4.1.Тематический план, аудиторные часы

 

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

 

Лабораторные работы (ЛР), практические занятия (ПЗ)

1.

Прогнозирование и планирование в условиях рынка

4

-

2.

Экстраполяционные методы прогнозирования

4

ЛР №1- 4 ч.

 

3.

Применение корреляционно-регрессионных моделей в прогнозировании

2

ЛР №2 - 4 ч.

 

4.

Экспертные методы прогнозирования

6

ЛР №3 - 3 ч.

 

5.

Построение сценариев и прогнозные графы

2

-

6.

Прогнозирование базовых условий социально-экономического развития

6

 

7.

Прогнозирование развития материального производства

6

ЛР №4 - 6 ч.

 

8.

Прогнозирование социального развития

4

 

 

ИТОГО

34

17

 

4.1. Содержание разделов дисциплины

Тема1. Прогнозирование и планирование в условиях рынка.

Цель и основные задачи дисциплины. Место дисциплины в системе подготовки специалиста по государственному и муниципальному управлению. Программа и организация изучения дисциплины. Литература.

Основные элементы экономического роста. Производственный потенциал национальной экономики. Закономерности формирования и распределения производственных ресурсов.

Эволюция системных решений.

Жизненные циклы спроса и технологий.

Прогнозирование в системе планирования. Ретроспекция и перспектива. Характеристика информационных входов и выходов процесса планирования. Этапы планирования.

Задачи и принципы прогнозирования. Нормативный и исследовательский прогноз.

Анализ объекта прогнозирования. Классификация объектов прогнозирования.

Классификация методов прогнозирования.

 

Тема 2. Экстраполяционные методы прогнозирования.

Понятие экстраполяции. Регулярная составляющая. Случайная составляющая. Тренд.

Предварительная обработка исходной информации. Сглаживание при помощи линейных многочленов. Выравнивание. Экспоненциальное сглаживание. Скользящая средняя.

Выбор вида экстраполирующей функции. Анализ логики и физики протекания процесса. Дифференциальные функции роста. Вычисление характеристик прироста.

Расчет параметров экстраполирующей функции. Метод средних. Метод наименьших квадратов.

Экстраполяция тенденций по огибающим кривым. Формальная математическая постановка задачи и пути ее решения. S-образные кривые и их применение в прогнозировании.

 

Тема 3. Применение корреляционно–регрессионных моделей в прогнозировании.

Основные понятия. Основные числовые характеристики случайных величин. Выборочная совокупность. Подбор закона распределения. Доверительный интервал.

Схема построения корреляционно-регрессионных моделей. Однофакторные модели. Многофакторные модели. Определение параметров моделей.

Анализ достоверности и адекватности моделей.

 

Тема 4. Экспертные методы прогнозирования.

Общая характеристика экспертных методов. Области применения. Формирование экспертных групп. Формирование репрезентативной выборки. Способы оценки компетентности экспертов.

Основные процедуры метода персональных экспертных оценок. Ранжирование. Нормирование. Попарные сравнения. Последовательные сравнения.

Анализ и обработка экспертных оценок.

Метод Дельфи. Особенности метода. Технология проведения экспертизы. Статистическая обработка результатов.

Коллективная генерация идей. Области применения. Технология проведения сессии КГИ.

Морфологический анализ.

 

Тема 5. Построение сценариев и прогнозные графы.

Сценарий. Технология разработки сценариев

Методика построения прогнозных графов и деревьев целей. Информационная карта проблемы. Критерии ранжирования.

 

Тема 6. Прогнозирование базовых условий социально-экономического развития.

Прогнозирование демографического развития. Стадии прогнозирования. Факторы, влияющие на характер демографического развития. Трудовой потенциал населения. Экономический потенциал населения. Потребительский потенциал населения. Экономическая эффективность жизни населения.

Прогнозирование взаимодействия природы и общества. Факторы, влияющие на состояние природных ресурсов. Прогнозирование земельных ресурсов. Прогнозирование водных ресурсов. Прогнозирование лесных ресурсов. Прогнозирование ресурсов недр.

Прогнозирование национальной безопасности. Угрозы экономической безопасности России.

 

Тема 7. Прогнозирование развития материального производства.

Прогнозирование научно – технического прогресса. Эффективность научно – технического прогресса. Показатели эффективности научно – технического прогресса.

Прогнозирование интеграции производства. Межотраслевые хозяйственные комплексы. Объемные показатели производства. Прогнозные расчеты динамики объемных показателей.

Прогнозирование темпов роста, структуры и эффективности производства. Показатели эффективности производства. Факторы роста эффективности производства. Структурное прогнозирование экономики.

 

Тема 8. Прогнозирование социального развития.

Прогнозирование уровня жизни населения. Комплекс натуральных и стоимостных показателей уровня жизни населения. Доходы и их классификация.

Прогнозирование развития социальной сферы. Социальная политика. Структура социального комплекса. Показатели развития сферы услуг.

Прогнозирование занятости населения.

 

 

 

5. Лабораторный практикум и содержание практических и семинарских занятий

5.1.Лабораторный практикум, деловые игры.

1.Лабораторная работа №1 «Прогнозирование социально-экономического развития на основе экстраполяции тенденций».

Цель: освоить методику прогнозирования на основе экстраполяции.

2.Лабораторная работа №2 «Прогнозирование себестоимости изделия с использованием корреляционно-регрессионных моделей». Цель: ознакомление с методикой прогнозирования на основе корреляционного и регрессионного анализа.

3. Лабораторная работа №3 «Прогнозирование обеспеченности населения бытовой техникой». Цель: освоить методику прогнозирования на основе прямых экспертных оценок.

4.Лабораторная работа №4 «Анализ и прогнозирование налоговых поступлений». Цель: ознакомиться с методикой анализа и прогнозирования налоговых поступлений. Работе предшествует подготовка, состоящая в изучении по учебной и методической литературе методики составления оперативных и краткосрочных прогнозов налоговых поступлений. Работа выполняется в классе PC с использованием Microsoft Excel.

 

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1.Рекомендуемая литература

Nп/п

Наименование

Наличие в библиотеке РГРТА, экз

Основная литература

1

Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие для ВУЗов/ Т.Г Морозова, А.В. Пикулькин, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 318 с.

2

Слуцкин Л.Н. Курс МВА по прогнозированию в бизнесе/Л.Н. Слуцкин. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006, - 277 с.

3

Теория прогнозирование и принятия решений: Учебное пособие/ Под ред. С.А. Саркисяна. – М.: Высшая школа,1977. –351 с.

4

Саркисян С.А. и др. Научно-техническое прогнозирование и программно-целевое планирование в машиностроении/ С.А. Саркисян, П.Л. Акопов, Г.В. Меньшикова. – М.: Машиностроение, 1987. – 304 с.

5

Прогнозирование социально-экономического развития на основе экстраполяции тенденций: Методические указания к лабораторной работе №1/ РГРТА; Сост. М.М. Есаков, И.В. Константинова. Рязань, 2001. – 4 с.

25

6

Прогнозирование себестоимости изделия с использованием корреляционно-регрессионных моделей: Методические указания к лабораторной работе №2/ РГРТА; Сост. М.М. Есаков, И.В. Константинова, Н.И. Федотов. Рязань, 2001. – 4с.

25

7

Анализ и прогнозирование налоговых поступлений: Методические указания к лабораторной работе №1/ Рязан. Гос. Радиотехн. Акад.; Сост. М.М. Есаков, И.В. Константинова. Рязань, 2001. – 8 с.

25

Дополнительная литература

8

Дж. Мартино. Технологическое прогнозирование. Пер. с англ.. – м.: Прогресс, 1977. – 591 с.

9

Экономика фирмы: Учебное пособие/ В.И. Терехин, С.В. Моисеев, Ю.С. Бадальянц, С.Н. Цыганков; Под ред. В.И. Терехина. – Рязань: Стиль, 1996. – 156 с.

40

10

Терехин В.И. и др. Финансовое управление фирмой. Настольная книга менеджера. М.: Экономика, 1998, 350 стр.

40

11

Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для вузов/ Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 255 с.

6.2.Средства обеспечения освоения программы.

 

1. Методические указания к лабораторным работам.

7.Материально-техническое обеспечение дисциплины

Классы персональных ЭВМ (10-12 РС) , объединенных в локальную сеть. ПЭВМ типа PENTIUM.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить