Социальные дисциплины - Культурология

Введение в культурологию

Вопрос 1 Понятие культуры. Эволюция в понимании культуры.

 

Cultura от лат. – обработка, возделывание, очеловечивание, пришло из земледелия.

Культура – особая форма жизнедеятельности человека.

Есть и другие определения (около 500).

В европейских традициях понятие культуры постепенно менялось, приобретая новые смыслы

Этапы европейских традиций:

1) Античность – основы наук, философии.

2) Средневековье – «темный век».

3) Новое время – просвещение, 19/20 век.

4) Новейшее время/постмодерн/постсовременность – широкое распространение еврОтеории.

Изменение термина в эпохи:

1) Означало возделывание, обработку земли (культура зерновых).

Цицерон: переход на человека: возделывание качеств человека.

Культурный человек = воспитанный.

2) Господствует религия – теоцентризм.

Культура – ограничение живой сущности человека, развитие божественной составляющей.

Внимание духу и душе.

Рубеж) Эпоха возрождения 15-16 вв.

Развитие светской философии и науки. Появление иного понимания человека и культуры.

Внимание уделяется земным ценностям (самореализации). =>

Упор в образовании на этикет, художественные способности, знание многих дисциплин.

3) Плодотворный этап. 2ая полов 17-18-нач 19 века.

Наука как духовно-социальный институт переживает подъем. Религия получила удар.

Разработаны различные теория развития общества, к примеру, теория прогресса.

Культура (классич. определение) – результат истории развития человечества и показатель достигнутого уровня разумных и гуманных отношений.

Критерий культурности: развитие науки, национализма, гуманности.

Определение повлияло на развитие теорий культуры:

Гегель для описания человеческого общества вводит понятие мировой дух.

Пример: античность – Греция, нач19века – Германия.

При этом религия, искусство, философия – этапы развития мирового духа.

Наивысший – рационалистическая западная философия. Германия в 19 веке – на высшем.

4) 20 век. Появление постклассического определения, включающего:

- идею равенства культур (плюрализм),

- при изучении акцент на культуре повседневности,

- признание, что культура должна рассматриваться в процессе переживания а не осмысления

- при изучении внимание уделяется личности, а не обществу

- характеризует более критическое скептическое отношение к преобразованию мира

- признается, что феномен культуры не может быть выражен 1 определением.

В итоге, культура – особая форма жизнедеятельности, дающая возможность проявиться многообразию духовных потребностей и стилей жизни.

 

Вопрос 2 Научный статус культурологии. Ее предмет и место среди гум. наук.

Культурология – гуманитарная дисциплина, оформившаяся поздно 20 век; наука изучает культуру.

Культуру изучают (с античности) философия, история, антропология, искусствознание, этнология.

Появление культурологии связано с усилением интереса к культуре, накоплением знаний о культуре, подходов к изучению, необходимостью обобщения знаний.

Л.Уайт – антрополог – предложил культурологию как научный проект.

Есть 2 мнения: культурология – синтез наук; культурология – отдельная наука.

Культурология – наука о целостном намерении культуры, рассматривающая культуру как целое, осмысливание теории и концепции. Сводит воедино все определения.

В России культурология появилась в 70-80 годах и распространилась в 90х.

Это связано с изменением системы образования. 2 подхода к изучению культуры:

теория культуры на основе междисциплинарного синтеза; история мировой культуры.

В итоге, Культурология – молодая и развивающаяся дисциплина, ориентированная на раскрытие содержания культуры и культурных систем разного уровня и типа.

 

Вопрос 3 Современные теории культуры.

18-19век – развитие гуманитарных наук => появление классической и посткласс. теорий.

Натуралистическая теория: 19-20век, З.Фрэйд, К.Юнга, Э.Фром и др. Человек и культура – высшие звенья в природной эволюции. Человек становится культурным, сохраняя природное начало. Психика = бессознание + сознание + сверхЯ.

По Фрэйду психика – кипящий котел инстинктов и страстей, а культура – его оболочка.

Мировая Теория: Й.Хейзинга, «хома людено» - человек играющий, источник культуры – игра – основа жизни человека.

___________: кон19-нач20века, Шпенгер, Зиммель, связана с философией жизни.

Философия жизни рассматривает культуру как целостный организм, существующий в пространстве и времени.

Культура зарождается, развивается и умирает.

Подход к культуре связан с цивилизационным подходом к истории

Сейчас пытаются все теории обобщить.

 

Вопрос 4 Функции и типы культуры.

Функции:

1) Ценностная – производство и сохранение ценностей.

2) Информативная – важнейшее средство постижения реальности, осмысления, приспособления.

3) Нормативная – участие в создании норм, по которым существует общество.

4) Социальной памяти – сохранение и накопление социального опыта (роль традиций).

5) Коммуникативная – средство общения и взаимопонимания.

В 20 веке разработали категории описания современных процессов:

1) Национальная культура

2) Западная и Восточная культуры

3) Элитарная культура – для небольшой части общества – элиты. Предполагает социальные, культурные, образовательные, ценностные стандарты. Сложна для понимания.

4) Массовая культура – связана с массовым обществом. Термин разработан в к19-нач20века. 1 из разработчиков – Х.Ортета-и-Гассет. Включает множество сфер, связанных со СМИ, демократизацией, глобализацией. Основная характеристика – массовое производство культуры образовательного и массового потребления, несет культурные ценности и является потребительским товаром.

5) Религиозная

6) Народная

7) Контркультура – 60ые года 20 века, Розан, Рейч. Часть культуры, направленная против общепризнанной. Постепенна преобрела индивидуальность и стала отдельной и равноправной.

5) Субкультура – для описания современных процессов. Возникает в определенной среде. Явление современного общества.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить