Социальные дисциплины - Культурология

Истоки мировой культуры

Вопрос 1 Основные периоды эволюции культуры.

 

Рождение культуры – долгий процесс. Проблема происхождения культуры тесно связана с проблемой происхождения человека. И она не менее сложна.

Если считать, что современный человек сформировался приблизительно 150-40 тысяч лет назад, то в это же время появилась и культура.

Археологи связывают с этим периодом первые находки религиозного характера.

Культура развивалась вместе с человечеством.

Существует несколько периодизаций развития культуры.

В РФ наиболее распространенная Евро-центристская периодизация, которая выделяет этапы:

1) 150 тыс. лет назад – 4 тысячелетие до н.э. – эпоха первобытности (основа культуры – магия и другие ранние формы религии). Человечество медленно совершает открытия, без которых не мыслима жизнь (хозяйство, скотоводство, искусство, первые жилища).

2) 4 тыс. до н.э. – 5 в. н.э. – время первых цивилизаций – Античность – существование античных цивилизаций и культуры ~ до 5 в. н.э.

3) 5 – 15/17 н.э. – Средневековье

4) 15-16 вв. – Возрождение – сложное понятие: иногда обозначает культурный процесс, иногда – переход от средневековья новому времени)

5) 15-17 в. – 20 в. – Новое время

6) 1918г., (конец 40х годов) или (60-70е гг. 20 века) - Новейшее время (постмодерн, постсовременность, информационное, постиндустриальное время). Этот период выделяют не все ученые, некоторые считают, что еще идет новое время.

Эта периодизация связана с европоцентристским взглядом на развитие культуры, т.к. основа – развитие Европы.

 

Вопрос 2 Культура первобытного общества.

Первобытное общество исследуется рядом наук. Культура этого общества изучается на стыке разных дисциплин: Археология (находки и их изучение), Антропология (обобщения, теории происхождения человека), Этнология (современные общества в первобытном состоянии).

Первобытное общество в своем развитии прошло разные стадии. В различных периодизациях различные критерии, например: в археологической главный критерий – материал орудия труда (каменный век, железный и т.д.).

--Каменный век Эпохи:

1) палеолит – древний каменный век, закончился 10 тыс. лет назад, предки человека

2) мезолит – средний каменный век, заканчивается 10-6 тыс. лет назад

3) неолит – новый каменный век, зак. 6-4 тыс. лет назад, появление человека.

--Железный век(начало – 1ое тыс. до н.э.)

1) В эти эпохи происходят изменения в культуре человечества. В поздний палеолит складываются важные элементы культуры (основная форма деятельности – охота и собирательство). Строятся жилища из дерева, камня, кости. Начинается обработка шкур (первая одежда). Формируются ранние формы религий. Археологи относят к верхнему палеолиту зачатки искусства (наскальная живопись). Искусство носило магический характер. В рисунках изображали животных и охоту.

2) Мезолит – климатические изменения (таят ледники, мягчает климат). Усложняется охота (появляется лук со стрелами, развивается рыболовство). Археологи находят лодки. Появляются первые домашние животные (собака – связано с охотой). Усложняются религиозные верования, искусство, появляется более развитый культ предков.

3) Неолит. Изменения принимают серьезный характер (неолитическая революция). Появляется земледелие, скотоводство – производящие виды деятельности. Они вытесняют присваивающие – охоту, рыболовство, собирательство. Появляется все больше домашних животных. Меняется социальная организация общества. Меняется система родства, религия, духовная культура. Формируется большое количество региональных культур (растут различия). Происходит переход от матриархата к патриархату. Усложняется религия и мифология. В искусстве развиваются различные формы и жанры (пластическое искусство, музыка). Обряды погребения сохранили до нас остатки. Появляются новые способы захоронения: курган и мегалит (сооружения из 1 или нескольких огромных каменных глыб над погребением).      Виды мегалитов: Менгиры – одиночная глыба; Кромлехи – несколько глыб; Дольмены – глыбы в определенном порядке создают внутри объем, пример – Стоунхендж в Англии.

В итоге, в первобытную эпоху заложены основы мировой культуры.

 

Вопрос 3 Ранние формы религий. Роль мифа в первобытной культуре.

Религия и мифология играют важную роль в первобытной культуре.

Появление религии – сложный процесс, которые по-разному рассматривают религиозные и научные авторы.

Ранние формы религий давно привлекали внимание ученых 18, 19 и 20 вв. Таких как Дж. Толанд, Дж. Фрэзер, Э. Тайлор, Клод Леви-Брюль, Клод Леви-Строс. Одним из первых, кто рассмотрел ранние формы религий, был Толанд.

  • Предположение Толанда: «Ранней формой религии была вера в душу и ее загробное существование».
  • 19 век, Тэйлор – анимистическая теория (анимус – дух, душа): в древности был минимум религии когда человек пытался объяснить особые состояния (сон, галлюцинации, обморок, смерть). Появилась вера в духовные существа (считалось, что у человек есть маленький двойник и именно он вводит человека в сон и т.д.). Анимизм – первая форма религии по Тэйлору, из нее произошли все остальные. Анимизм – вера в то, что существует не только видимая предметная реальность, но и сверхъестественная и что природа так же одухотворена.
  • Фрэзер – преанимистическая теория: до анимизма были и другие верования – вера в магию. Магия и была ранней формой религии. Магия – это представление, связанное с конкретными ритуалами, обрядами. Основа магии – вера в то, что можно влиять на человека и природу без телесного контакта. Существуют разные виды магии: вредоносная, военная, любовная, лечебная, предохранительная, промысловая и т.п.

Некоторые считали, что до анимизма существовала вера во всеобщую безличную сверхъестественную силу, наполняющую всю природу. Например, манна.

  • Клод Леви-Брюль, фр. – теория о дологическом мышлении: Для древнего человека один предмет мог быть в различных местах одновременно.
  • Марксисты считали, что религия – система производства, общественно-экономическая формация, проявление бессилия. Условия появления религии связаны с бессилием человека в борьбе с природой.

Ранние формы религий изучаются на основе археологических, этнологических и антропологических данных. При рассмотрении последних появляются проблемы, такие как низкая информативность. Поэтому проводят аналогии с современными традиционными обществами. К примеру, развитие Австралии соответствует развитие человечества в период мезолита. Возникает проблема как отделить наиболее древние пласты культуры. Отсюда и сложность воссоздания ранних форм религии.

Еще одна форма религии – фетишизм – вера в сверхъестественные связи предмета с человеком (обряд, ритуал: предмет + человек = вред/польза). Культ Вуду.

Еще одна форма религии – Тотемизм. Тотем – какое-либо животное, растение, предмет, связанные родственными отношениями с человеком или всем племенем.

а) распространенный – фратрия – 1 из группы тотемов

б) индивидуальный – родственность животного (чаще жрецы, знахари, вожди)

в) половой.

Распространен тотемизм в Австралии, Северной и Южной Америке и немного у других народов в виде героев сказок или легенд. Например, медведь в русских народных сказках.

 

В первобытном обществе большую роль играет мифология. Миф – сложное понятие, изучаемое антропологами и философами. Долго под влиянием крестьянства миф считался вымыслом и фантазией. Однако в первобытном обществе миф – это подлинное, реальное, сакральное событие, которое служит примером для подражания.

Современные исследователи интересуются ролью мифа в первобытном мире.

Миф – 1 из сложных реальностей культуры. Излагает события, происходящие в начальные времена; каким образом реальность достигла воплощения. Миф – рассказ о творении.

Герои мифа сверхъестественны. Через миф человек к ним приобщается. Люди традиционного общества четко разделяют реальные мифы от вымышленных историй, легенд, рассказов. Реальный миф имеет отношение к жизни; воспроизводится в конкретных местах и отдельным людям; не рассказывается женщинам и детям; передается молодежи в ходе инициации – процесса перехода из детства во взрослую жизнь.

Мифы – определенные модели для подражания, т.е. за действием стоит событие.

Миф переживается и празднуется, т.е. человек переходит из исторического в сакральное (священное) время.

Считают, что переданное знание сопровождается религиозно-магическим могуществом. К примеру, знание огня позволяет ходить по углям.

Миф в первобытной культуре играет важную роль, однако многие считают, что структуры мифологического мышления сохранились до наших дней. Поэтому мифология присутствует в любую эпоху развития культуры.

 

Вопрос 4 Культура Древнего Востока. (самостоятельно)

 

Запад

Восток

Специфика образования государства

Государство возникает как следствие выделения человеческой индивидуальности (появление частной собственности), то есть государству предшествовало появление человеческой свободы, следовательно, идея значимости личности.

Потребность в государстве возникала раньше проявления свободы индивидуальности. Государство – ответ на конкретные природные условия, которые требовали жесткого объединения, следовательно, идея абсолютного единства, отрицание индивидуальности и свободы.

Принцип воспитания

Приоритет инициативы и творчества.

Идея абсолютного единства, принцип «забивания гвоздей».

Социодинамика развития

Подвижность, постоянный поиск нового, неравномерность.

Стабильность и статичность.

Отношение философии и религии

Противопоставление. В философии рационально-научное объяснение жизни.

Органическое единство, в философии вопросы религиозно-нравственного толка (добро и зло).

Отношение к природе

Создание техники и технологий, которые опосредуют отношения с природой.

Стремление к гармонии, развитие естественным способом.

Особенности менталитета

Нацеленность вовне, динамизм ориентации на ценности технического развития.

Погруженность во внутренний мир человека, отказ от разрушения старого и т.п.

Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока.

Древний Восток был родиной великих культур, которые вырвали человека из первобытного мифа, но не преодолели мифологического способа отношения человека к миру. Мир восточной культуры – это по-прежнему мир космоса, в котором человек - только маленькая частица, но восточные верования занимают как бы  промежуточное положение между мифом и религией, то есть миф здесь поставлен на службу государства. Следовательно, преодолен настолько, насколько это требует административно-государственный порядок (в китайской мифологии боги управляются по тем же принципам, что и государство) + сама власть носит черты религиозности: и греческие фараоны, и китайские императоры сами именуются богами. Символом восточной культуры может являться символ египетского духа – сфинкс (человеческая голова, которая выглядывает из человеческого тела).

 

Человек и государство как проблема конфуцианской культуры.

Конфуцианство возникло в VI веке до н.э. Основатель учения Конфуций – латинизированное от китайского Кун-цзы (учитель Кун).

Главная идея конфуцианства – совмещение государства и человечности путем распространения принципов отношений в большой семье на все общество.

Конфуций предполагает распространить принцип с помощью ритуализированного этикета, который должен стать государственной нормой. Соблюдая ритуализированный этикет, человек обретает «жень» (гуманность), причем основой конфуцианской гуманности является семейный долг и уважение к человеку.

Благоденство восточного государства Конфуций связывает с идеальным государем («благородным мужем») – гуманным правителем, который будет относиться к своим поданным как отец к детям. Таким образом, конфуцианская попытка совмещения государства и человека обернулась построением тоталитаризма с человеческим лицом, то есть за счет безраздельного подчинения человека клановому долгу.

Конфуцианская этика на первый план ставит отсутствие мужского потомства (первое несчастье), второе несчастье – отсутствие ученой степени или сына с ней, отсутствие богатства на III месте, ибо приходило со степенью и должностью.

Даосизм: свобода как растворение в природе.

Универсальность человека связывали с природой. Создатель даосизма Лао-Цзы считал, что «человек открывает истоки своей бесконечности следование естественности, слиянием с бесконечным путем великой природы», следовательно, даосизм (Дао – путь) – путь единой жизни, которая пронизывает все сущее или все живое.

Ради слияния с Дао мудрец отказывается от индивидуальности. Слияние с великим Дао возможно только путем недеяния, но эта не пассивная созерцательность, это такое полное слияние с естественным ходом вещей, что отпадает необходимость в нарочитой активности.

Нравственным идеалом даосизма считают отшельников, которые с помощью религиозных медитаций, дыхательных и гимнастических упражнений добиваются высокого духовного состояния, которое позволяет преодолеть ему все страсти и желания и погрузиться в общение с Дао, слиться с природой, жить в соответствие с ее ритуалами.

Во II-III в. до н.э. существовали неодаосизм и религиозный даосизм. Неодаосизм признавал участие в государственной жизни. Тождество (слияние) с Дао = магическое телесное бессмертие.

Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни.

Буддизм отчасти был обусловлен следующими причинами:

1.   Климатогеографический фактор (удушающая жара, тропические ливни), следовательно, чувство униженности перед природой.

2.   Исторически сложившееся жестко кастовое деление, следовательно, жизнь представлялась как цепь нескончаемых страданий, которые не заканчивались со смертью человека, так как в силу закона Кармы следовало перерождение души, а, следовательно, возобновление страданий.

Гаутама – сын раджи небольшого княжества попытался найти путь внутреннего освобождения, доступного для каждого независимо от касты. Шесть лет он провел в скитаниях и самоотречении и на 7 год обрел полную свободу, почувствовав себя Буддой – просветленным.

Суть учения:

1. Жизнь есть страдание.

2. Причина страдания – желания и привязанности.

3. Чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания и привязанности.

4. Существует путь из 8 ступеней, внутреннего самопреобразования. На вершине этого пути нирвана.

Нирвана – внутреннее состояние, где угасают все чувства и привязанности, а вместе с ними открывающийся человеку мир, то есть на вершине буддийской мудрости свобода обернулась отказом от жизни как таковой, полным отрицанием бытия. Буддизм ближе всех стоит к религии, так как обращается не только к злым делам, но и помыслам. Распространяется не только на поступки, но и внутреннюю мотивацию (сродни христианству). I в. до н.э. – новые варианты буддизма, которые в качестве этического идеала берут не аскета, а святого, который дал обет не покидать мир до тех пор, пока последняя пылинка не достигнет нирваны.

Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Востока.

2. Традиционализм.

3. Символизация. Эта черта вызвана желанием остановить в символе идею, чтобы тем самым обнажить многомерность смысла. Каждый элемент китайской живописи символичен (сосна – символ долголетия, бамбук – стойкости, аист – одиночества). Символичность, следовательно, умение читать контекст произведения искусства, следовательно

4. Элитарность. Кроме того, что произведения искусства были дорогими, они были также рассчитаны на образованного зрителя, способного прочитать сложный контекст произведения.

5. Двойной план: акцент делается не на то, что явлено, а на то, чего нет, что пребывает в покое. Для этого в Восточной культуре происходит соединение вечного и мгновенного, но только лишь для того, чтобы через движение показать вечный покой.

6. Особый язык Восточной культуры, отвечающий идее постоянства: экономный графический знак, четкий контур, строгая, ясная линия.

7. Безымянность древневосточной культуры: художник не стремился выразить в своем творении личностного начала, его обязанность – реализация всеобщих смыслов.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить