Социальные дисциплины - Социология управления

Скачать с сервера

1. Предмет социологии управления. Проблемы государственного строительства и формирования институтов гражданского общества, которые являются, в настоящее время, тесно связаны, и, как правило, начинаются с проблем управления ими. Без управления и независимо от него, нельзя осуществить никакие социальные преобразования в российском обществе. Право на социальные реформы и преобразования во многом дает социология, а точнее говоря, полученные с помощью её инструментов социологические данные. Необходимость изучения будущими государственными и муниципальными служащими такой дисциплины, как социология управления обусловлена тем, что сегодня приоритетным в их обучении и постоянном пополнении знаний современных кадров органов власти, как это ни парадоксально, являются не экономика, не право, не техника, а поведение человека в организации, в обществе, законы раскрытия человеческого потенциала, в том числе, управленческого.

Социология управления – это раздел социологии, изучающий социологические аспекты управленческой деятельности, т.е. закономерности и проблемы построения, функционирования и развития социальных отношений в процессе управления. Социология управления – отраслевая социология. Социология управления вместе с тем есть социальная составляющая комплексной науки об управлении. Социология управления, как наука, носит пограничный характер, т.к. она появилась на стыке двух самостоятельных наук: социологии, как науки, и управления, как науки. Предмет дисциплины в определенной степени совпадает с предметом дисциплины теория управления и управление персоналом, поскольку они также изучают поведение руководителей и подчиненных в рамках отдельно взятой социальной организации, а также, отношения и взаимодействия социальных групп, связанных с управлением. Предмет социологии управления – это формальные и неформальные отношения между элементами системы социального управления, социальные взаимодействия между ними.

Цель дисциплины заключается в том, чтобы дать знания о социальном управлении, его системном характере и основных категориях, о роли и интересах личности, общества, государства в нем, социальной сущности управленческого решения, стилях руководства, о взаимосвязи состояния среды управления с целью управленческого действия, социальных технологиях управления. Особый интерес для социологии управления представляют условия жизнедеятельности человека в системе управления и социальные факторы управления, их оптимизации, мера свободы и зависимости, дисциплины и инициативности в отношениях между субъектом и объектом социального управления, между личностью и системой управления в целом, механизмы и характер межличностных и межгрупповых отношений в данной системе.

2. Уровни управления. Под уровнем управления понимается иерархическая соподчиненность подразделений и звеньев управленческой деятельности, занимающих определенную ступень в системе управления. Технический уровень. Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

Управленческий уровень. Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.

Институциональный уровень. Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.

3. Методы управления. Экономические методы управления. Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).

Организационно-распорядительные методы управления. Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. К числу организационных методов относят: - организационное проектирование, - регламентирование, - нормирование. При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.  Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных. Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности.

Социально-психологические методы управления. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. К ним относятся: - моральное поощрение, - социальное планирование, - убеждение, - внушение, - личный пример, - регулирование межличностных и межгрупповых отношений, - создание и поддержание морального климата в коллективе.

Мотивация исполнителя. Прежде всего, следует обеспечить сотрудника: - возможностями выполнить работу, - определить его рамки действий, - четко сформулировать цели и задачи, - создать окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей).

4. Функции социального управления: – планирование социальных процессов; - организация социальных процессов; - мотивация деятельности людей; - контроль за ходом социальных процессов.

5. Основные категории социального управления.

6. Социальное управление в широком и узком смысле. Социальное управление может рассматриваться в широком и узком смысле слова. В широком смысле: органически присущее общественной системе явление, обеспечивающее сохранение её в целостности, качественной специфике, воспроизводства и развития. В узком смысле: осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество (его отдельные звенья) по упорядочиванию и совершенствованию его структуры в процессе выработки и достижения целей.

В социологии управления социальное управление рассматривается, прежде всего, как разрешение противоречий между управляющей подсистемой (субъектом) и управляемой подсистемой (объектом).

7. Управленческое воздействие в социальном управлении. Важный элемент социального управления – управленческое воздействие. Это сознательная деятельность субъекта социального управления по отношению к объекту социального управления с целью перевода его в новое желаемое состояние.

Социальное управление сводится к управляющему воздействию субъекта на объект с целью его упорядочения, сохранения структуры и обеспечения функционирования.

8. Понятие управляемости. Управляемость – отношение между управляющей способностью субъекта социального управления и сложностью объекта управления. Управляемость - это реакция управляемого объекта на воздействия со стороны менеджера или системы управления в целом. Реакция на управленческие воздействия, в том числе и использование власти, может быть позитивной и негативной, то есть содействующей или затрудняющей достижение желаемой цели.

Управляемость зависит от следующих факторов: 1 - квалификационный уровень персонала. Чем выше квалификационный уровень работающих, тем выше осознанность их действий, понимание смысла работы и ее целей; 2 - качество управленческих решений. Если решения, принимаемые руководителем, являются обоснованными и работники признают это, то их реакция на указания руководителя, скорее всего, будет позитивной; 3 - соответствие типа управления ситуации. Это означает, что при осуществлении влияния применяются соответствующие методы управления, реализуется адекватный стиль управления, используются подходящие к случаю методы мотивации работников; 4 - Достаточность полномочий менеджера. Должностные полномочия руководителя должны быть достаточны для выполнения им своих обязанностей, то есть должно обеспечиваться соответствие между правами и ответственностью руководителя; 5 - доверие к руководителю. Это означает, что работники верят, что все, что делает руководитель правильно, поэтому они заранее соглашаются с его решениями; 6 - социально-психологическая атмосфера в коллективе. Хороший психологический климат приводит к желанию работников поддерживать друг друга и в случае затруднений помогать коллегам в выполнении заданий. Это существенно повышает управляемость.

9. Содержание механизма социального управления. Механизм социального управления, по своей сущности, есть совокупность отношений различных социальных общностей (общества в целом, наций, классов, коллективов) непосредственно или опосредованно, через своих представителей, взаимодействующих в процессе деятельности по реализации общих и особых интересов.

Содержание механизма социального управления: - субъект; - объект; - управляющее воздействие; - цель управляющего воздействия; - законы социального управления; - принципы социального управления; - формы и методы социального управления; - стиль управленческой деятельности; - процедуры получения и использования информации; - коммуникации; - процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений, их результат.

10. Системный подход в социальном управлении. Социальное управление должно носить системный характер. Системный подход к социальному управлению является главным методологическим подходом к управлению социальными процессами. С помощью данного подхода социальное управление рассматривается как единое целое, со всеми сложившимися социальными связями и отношениями, а также, согласованием деятельности всех его подсистем. Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями и целым, целым и окружением (средой), а также, между частями и окружением. Основную идею системного подхода сформулировал Блез Паскаль: «Познать части без знания целого также невозможно, как познать целое без знания его частей».

Система – совокупность взаимодействующих элементов. Система – некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Система социального управления – совокупность субъекта и объекта социального управления, а также связей между ними. Все социальные организации должны рассматриваться как система. Существует два вида систем: открытые (взаимодействует с внешней средой) и закрытые (имеет жесткие фиксированные границы, действия независимы от среды). Абсолютно закрытых и абсолютно открытых систем не бывает. Сущность социального управления в его статике раскрывается путем выявления и уяснения структуры, выраженной с помощью закономерных связей и отношений. Структура характеризует систему со стороны устойчивости, качественной определенности. Сущность социального управления как системы в его динамике раскрывается через анализ функций каждого элемента и постижении функционирования и тенденций развития системы в целом. Структура и функция есть неотъемлемые стороны каждой системы, и только в их единстве раскрывается её сущность.

11. Этапы управления на основе системного подхода. Системный подход – не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к социальной организации и социальному управлению. Управление на основе системного подхода включает этапы:

1 - сфера системного подхода, уточняется область и масштабы деятельность субъекта социального управления. Устанавливаются ориентировочно адекватные сфере, области и масштабам деятельности информационные потребности.

2 – необходимые исследования (системный анализ).

3 – разрабатываются альтернативные варианты решения определенных управленческих проблем, и делается выбор оптимального варианта по каждой задаче.

12. Основные категории системного подхода. Для системного управления необходимо использование понятийного аппарата. В системном исследовании возникают специфические проблемы, описываемые с помощью групп понятий (категорий системного подхода).

1 группу составляют наиболее общие понятия, определяющие базисные характеристики объекта системного исследования, место системного подхода в общей системе понятий: система, субъект, объект, внешняя среда, целостность, организация, самоорганизация, множество, системность.

2 группа образуется понятиями, которые описывают внутреннее строение объекта системного исследования: структура, элемент, компонент, подсистема, связь, отношение, вход, выход.

3 группа – это понятия, описывающие процесс функционирования объекта системного исследования: функция, устойчивость, стабильность, равновесие, кооперация, конфликт, регулирование, надежность, эффектность.

4 группа – понятия, которые используются для описания процесса развития: генезис, эволюция, революция, становление, развитие, деградация, пера, переходный период. В настоящее врем наибольшее распространение получили: системно-комплексный подход, системно-программный подход.

13. Законы социального управления. Это законы осуществления управленческого воздействия на социальные объекты для обеспечения их функционирования и развития. Законы социального управления характеризуют существующие связи между элементами системы социального управления (субъектом и объектом социального управления). Можно выделить следующие законы:

1. Закон единства системы социального управления. Проявляется в неразрывной цепи управленческих отношений. В единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации различных целей и интересов общества и его подсистем, в сочетании основных функций и методов социального управления.

2. Закон пропорциональности управляющей и управляемой подсистем. Предполагает рациональную соотносительность внутри субъекта социального управления и объекта социального управления, а также между ними, с целью обеспечения их наиболее эффективного функционирования.

3. Закон оптимального соотношения централизации и децентрализации функций социального управления. Предусматривает наличие централизации и децентрализации в процессе социального управления, при этом уровень централизации меняется в результате развития общества и конкретной социальной организации.

4. Закон участия различных социальных групп (слоев населения) в социальном управлении, повышении эффективности и ответственности. Предусматривает участие населения в управлении общественными и государственными делами, членов определенного коллектива в управлении конкретной социальной организацией.

14. Принципы социального управления. Это правила, основные положения, нормы, которыми руководствуются руководители и другие субъекты социального управления в условиях, сложившихся в обществе, в конкретной социальной организации. Принципы социального управления основываются на социальных законах и законах социального управления, они представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих закономерностей, присущих им черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Законы®Принципы®Методы.

Принципы должны: - быть основаны на законах развития общества, его социальных законах и законах социального управления; - соответствовать целям социального управления, отражать основные свойства, связи и отношения социального управления; - учитывать временные, территориальные аспекты процесса социального управления; - иметь, как правило, правовое оформление, т.е. быть закрепленными в нормативных документах.

К основным принципам социального управления можно отнести: - принцип законности; - научного подхода к социальному управлению; - ответственности за результаты социального управления; - системности; - комплексности; - сочетания единоначалия и коллегиальности; - экономичности и эффективности; - иерархичности; - гласности; - необходимого разнообразия; - рационального отбора, подготовки, расстановки и использования кадров социального управления; - обратной связи; - последовательности; - саморегулирования; - ведущего звена; - объективности.

Система принципов социального управления изменяется в процессе общественного развития и развития социального управления, тем не менее, основные принципы социального управления исчезнуть не могут, т.к. они выражают требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах развития могут и должны быть различны.

15. Методы социального управления.

16. Классификация методов социального управления.

17. Социальная сущность управленческих решений.

18. Классификация решений социального управления.

19. Социальные требования к управленческим решениям.

22. Организационное поведение. Понятие, широко используемое в современных науках. Оно включает: - поведенческие реакции на однородные внешние воздействия; - поведение людей в организации и вне её; - поведенческие реакции одного и того же человека (группы) в разные периоды и в разных ситуациях.

Стержнем формальной организации выступает особый «код поведения чиновника», включающий нормы, правила и процедуры. Каждый чиновник должен знать в чем состоит круг его обязанностей, права и ответственность, и что он должен делать на своем рабочем месте. Чиновник, занимающий определенное место в иерархии, стремится знать, как ему вести себя с выше и нижестоящими, на какой ступеньке управленческой лестницы он стоит. В зависимости от его ранга различаются церемониальные формы поведения: - с кем здороваться в первую очередь; - в какой форме обращаться с просьбой к начальнику; - соблюдение стиля одежды.

Двигательная пружина организационного поведения – мотивация на достижение. Она означает постановку себе умеренно трудных, но реально выполнимых задач. Опытный менеджер знает, что исполнители, ориентированные таким образом, повышают свой престиж до определенного уровня, а, обретя его, они стараются сохранить имеющийся.

23. Иерархические законы поведения. Механизмы организационного поведения: - благодаря ассиметричному соотношению количества работающих и числа специальных благ, размещенных в верхней и нижней частях социальной иерархии, возникает неравенство, характеризующее все человеческие общества; - так как руководитель находится в ключевой точке распорядительного процесса, он забирает себе большую часть благ, независимо от того, является ли это законно или незаконно; - возникающая разница между количеством доступных благ и потребленных благ позволяет иерархам создавать запас ресурсов, который они могут тратить на инвестиции в экономику, меценатство, а также, расточительный образ жизни; - у нижних слоев иерархии, недополучающих социальные блага, формируется скрытое недовольство, которое можно назвать «психологией подполья».

Социально-экономическая практика предполагает создание иллюзий равенства: участие работников в принятии управленческих решений, участие в телефонах доверия. Подобная практика никогда не снимает скрытого в глубине антагонизма между собственниками и наемными работниками. Чем жестче политический строй, тем глубже в народе сидит психология подполья, тем шире и лучше развита социальная практика обхождения закона.

Носителем психологии подполья всегда выступают сопротивленцы. Образуясь в коллектив, они выдвигают лидера. Психологи подполья страшна тем, что формирует коллективную психологию сопротивления. Самый эффективный способ борьбы с ней – разбить коллектив на одиночек.

24. Механизм достижительной мотивации. Механизм достижительной мотивации основывается на том, что большинству людей всегда доступно меньшинство социальных благ, и наоборот. Поэтому подчиненными движет внутренняя потребность продвинуться по службе и получить доступ к большему количеству социальных благ. Со временем мотивация достижения скорее возрастает, чем уменьшается. Достигнув более высокого уровня жизни, в человеке закрепляется потребность в более высоком качестве жизни, появляются более высокие запросы. Мотивация достижений тесно связана с законом возвышения потребностей. Растут потребности, растёт и жизненный опыт, умение избегать ошибок, социальная квалификация.

Достижительная мотивация действует под влиянием двух факторов: - психологического процесса расширения потребностей с каждым последующим восхождением вверх; - социального процесса роста мастерства восхождения. Возможен и противоположный сценарий: у некоторых людей по мере продвижения происходит уменьшение мотивации достижения. В зависимости от типа мотивации, различают две модели поведения: - модель с нарастающей мотивацией; - модель с ниспадающей мотивацией.

25. Воля к власти. Феномен достижительной мотивации предполагает, что у нижних слоев иерархии существует стремление вверх. Особенно оно развито у тех, кто обладает волей к власти. Воля к власти необязательно проявляется в продвижении по служебной лестнице или достижении политического признания. Многие стремятся избавиться от любой власти над собой. Данное явление называется избеганием власти. Быть независимым и самостоятельным, не чувствовать над собой чужой власти – такое же врожденное стремление человека, как и желание добиться превосходства.

Воля к власти проявляется в двух видах: - как стремление занять более высокую позицию в социальной иерархии; - как желание избавиться от чужой власти и принимать самостоятельные решения.

26. Значение средних постов. Социальная пирамида устроена таким образом, что наиболее притягательным полюсом является её вершина, а наименее притягательным – основание. Середина пирамиды попадает в своеобразную зону отчуждения. Пустота средних позиций в управленческой иерархии – порождение немотивированных должностей. К ним тянутся только за тем, чтобы не быть на низшей ступени. Отталкиваясь от нижнего полюса пирамид, человек стремится пройти среднюю зону, чтобы поскорее попасть на вершину. Средние позиции в иерархии являются промежуточной остановкой в служебной карьере, представляют собой зону с временной мотивацией, в которой люди останавливаются, чтобы совершить дальнейшее восхождение или остаться навсегда, если у них нет другого выхода.

На средних постах в иерархии формируется особый тип мотивации, соответствующий промежуточному или временному характеру этого типа позиций и называемых психологией временщика. Людям с такой психологией свойственно пренебрежительное отношение к тем ценностям, которыми они обладают в данный момент. В силу своей природы человек стремится к обладанию максимальным количеством благ и видит траекторию своей жизни в перспективе этой конечной цели. Все промежуточные этапы, ведущие к данной цели, рассматриваются как временная остановка в пути.

Середина иерархии – это вакуумная область, где мотивация достижения на время затухает. Человек стремится быстрее проскочить такую область. Чем больше в организации средних постов, тем выше в ней уровень бюрократизации. Если человек надолго задерживается на средних позициях, то у него формируется психология самоуспокоении, удовлетворенности достигнутым, нежелание повышать квалификацию. На средних постах остаются те, у кого Достижительная мотивация оказалась слабой.

27. Ролевые модели поведения в организации. С понятием статуса тесно связано понятие ролевого набора – совокупности ролей, ассоциируемых с одним статусом. Роль – динамический аспект статуса. Руководитель – автократ контролирует постоянно весь процесс, осуществляет детализированный контроль. Руководитель – демократ контролирует только вход в систему, давая задания и требуя результат, осуществляя общий контроль. Подчиненные ожидают от начальника: - хорошей зарплаты в срок; - искренней заботы о подчиненных; - деловой хватки. Важная роль начальника – быть подчиненным (по отношению к вышестоящему начальству).

Ролевое поведение руководителя и подчиненных в организации предписано сводом специальных правил, которые называют служебными требованиями. В закрытом обществе ролевой набор узкий, в открытом обществе – широкий. Чем более открытым является общество, тем разнообразнее набор ролей, предписанных одному статусу. Чем крупнее организация и чем больше в ней уровней управления, тем уже ролевой набор и беднее разнообразие ролевых моделей. В такой организации выше уровень забюрократизированности.

28. Понятие формальной и реальной квалификации. Формальная квалификация – это совокупность теоретических знаний, приобретенных в учебном заведении по данной специальности. Получение официального удостоверения – лишь одна форма общественного признания профессии, формальная сторона дела. Только проработав несколько лет, вы переплавляете теоретические знания в практические навыки и становитесь готовы демонстрировать реальную квалификацию. Профессия – единство социальных, юридических, технико-организационных, экономических аспектов. Занятие – более широкое понятие, заниматься чем-либо можно, вовсе не имея никакой подготовки. Профессия занимает лишь ту часть континуума видов занятий, которая предполагает специальную подготовку на уровне учебного заведения, полную автономию, самопланирование и хозрасчет. В рыночном обществе основным критерием отбора является качество базового образования, которое в интегрированном виде выражает престижность вуза, перечень прослушанных дисциплин, оценки в аттестате.

Реальная квалификация – это совокупность практических умений и навыков, приобретенных соискателем новой должности в его практической деятельности, непосредственно на посту руководителя. Из богатого запаса теоретических знаний, данных вузом, на практике понадобится не более 40-50 процентов. В процессе работы у молодого руководителя появляются практические навыки, которые можно приплюсовать к формальной квалификации. Реальная квалификация – это теоретические знания плюс опыт практической работы. Он состоит в том, что руководитель научается правильно реагировать на изменения условий, из нескольких альтернативных решений выбирать то, которое необходимо. Реальная квалификация оценивается менеджерами компании, вышестоящим руководством.

29. Общественные и профессиональные каналы восхождения. В административной системе действуют не только профессиональные, ни о непрофессиональные критерии отбора кадров, их можно назвать общественно-производственными.

30. Закон Файоля.

31. Соотношение понятий сила, власть, авторитет. Это разные способы проявления влияния. Независимо от формы влияние возможно только при том условии, что один человек или группа в чем-то превосходят другого или других. Это может быть превосходство в физических качествах или вооружении – сила. Превосходство в должности, социальном положении, закрепленное конституцией, уставом, законом, традицией – власть. Превосходство в обаянии, компетентности, нравственных качествах, популярности - авторитет. Между тремя способами влияния существуют сложные взаимоотношения и переплетения. Иногда они проявляются в чистом виде, но чаще выступают в комбинации.

Обычно понятие сила используется для обозначения телесного воздействия на объект, т.е. в значении физической силы. Однако есть смысл рассматривать её и как способ психологического воздействия. Обладание властью в форме силы означает возможность оказать намеренное влияние на объект или ограничить его потенциальные действия. Сила – применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим. Власть в виде силы означает способность субъекта добиться желаемого результата в отношениях с объектом либо путем непосредственного воздействия на его тело или психику, либо с помощью ограничения его действия. В отличие от власти сила применяется только для наказания. Кроме того, силовое принуждение является однократным действием.

Власть означает способность манипулировать или контролировать поведение других в собственных целях. Более широкое понятие, нежели сила, так как она может осуществляться и без применения силы. Власть осуществляется при том условии, что вы угрожаете социальному положению человека. Неподчинение власти грозит увольнением, лишением тиутлов и званий, понижением, привлечением к суду.

Авторитет – общепризнанное влияние лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. Это крайне неустойчивая, недолговременная и переменчивая форма влияния. Такое влияние возможно при том условии, что вы не угрожаете ни жизни, ни социальному положению другого человека, но оказываете ему какую-либо выгодную услугу.  Уважение – основа авторитета. При такой форме влияния, по существу, происходит взаимовыгодный обмен услугами: лидер получает нужную ему популярность и уважение, а ведомые – не менее нужные им знания, образцы нравственного поведения, защиту интересов. Как правило, авторитетные отношения не оформляются каким-либо служебным уставом или официальным приказом, постановлением, законом.

32. Подбор лидеров.

33. Государственные пиар-технологии. Пиар-технологии, управляющие общественным мнением. Государственный пиар базируется на политической поддержке граждан. Органы власти объектом воздействия понимают гражданина – налогоплательщика. Гражданин хочет знать о действиях государственных органов разного уровня. Органы власти используют самые разнообразные каналы коммуникаций: пресса, радио, телевидение, Интернет, в попытках раскрыть все аспекты своей работы. Информирование о происшедших событиях характеризуется понятием реактивной коммуникации. Более весомым оказывается действие проактивной коммуникации, когда событие вначале готовится в общественном мнении, и лишь затем проводится в жизнь. Важным механизмом работы государственного пиара является моделирование обратной связи. В данной форме проводится работа с политическими и неполитическими общественными объединениями, изучаются письма населения.

Идеальный случай, когда коммуникации между государственным органом и общественным объединением строятся на основе сотрудничества. Основными принципами взаимодействия являются: - самостоятельность участвующих сторон; - доверие друг к другу; - добровольность и четкое разделение ролей; - информированность о деятельности каждой стороны; - согласованность действий и постоянный учет позиций каждой стороны; - использование усилий друг друга для совместного решения проблем.

Основная задача государственного пиара – создание образа компетентного и эффективного руководства, которое обладает сильной властью и способно решать стоящие перед ним проблемы, не ущемляя конституционных прав граждан на получение полной и достоверной информации.

34. Избирательные пиар-технологии. Планирование политической кампании начинается с оценки финансовых возможностей кандидата и его команды. Факторы отличия предвыборных ситуаций: а) уровень выборов (федеральные, региональные, местные); б) объект выборов (президент, губернатор, депутаты); в) субъект выборов (настроение избирателей, социально-экономическая ситуация в целом, культурные и иные особенности).

Важным этапом является организация предвыборной кампании – определение предвыборной стратегии кандидата. Выделяют наиболее распространенные стратегии: 1. Ориентация на избирателя. Выбор избирательного сегмента, поддержкой которого стремиться заручиться кандидат. Кандидату необходимо соответствовать характеристикам своих избирателей. 2. Ориентация на разработку предвыборной программы, которую может поддержать большая часть избирателей. В этом случае выбираются общие для целевой аудитории проблемы, и характеристики кандидата рассматриваются как вспомогательные. 3. Ориентация на конкурентов. Применяется, когда очевидны фавориты избирательной кампании и избиратель невольно сравнивает с ними других кандидатов. 4. Ориентация на технологию проведения выборов. Используются наиболее эффективные приемы избирательной кампании. 5. Ориентация на создание особого имиджа. Подчеркиваются личные качества кандидата, высоко оцениваемые избирателями.

Технология расстановки информационных акцентов во время выборной кампании: 1 - идентификационный этап. Кандидат очеловечивается, исходя из того образа, который был наиболее приемлемым для избирателя. 2 – аргументационный этап. Наполнение позитивного человеческого образа позициями, свидетельствующими о дееспособности кандидата как политика. Предлагаются программы, предложения, акции. 3 – сопоставление с оппозицией. Дается нейтральная или неблагоприятная информация о других кандидатах. 4 – призыв к выбору.

35. Политические коммуникации. Это эффективные способы воздействия на аудиторию и коммуникативные параметры в избирательной кампании. Политики вырабатывают наиболее эффективные способы воздействия на аудиторию, активно используя новейшие технологии. Власть каждый раз наиболее эффективно эксплуатирует имеющиеся в ее распоряжении каналы коммуникации. В 20-е годы 20 века таким каналом служило радио. Можно отметить сменяемость основного канала коммуникации. Если в прошлом таким каналом был звуковой, затем он сменился на визуальный. С 50-х годов произошла глобальная смена, вызванная резким ростом телевидения. С появлением телевидения, важной составляющей политической кампании становятся внешние характеристики поведения политика. Меняется и ораторский стиль: теперь требуется возбуждать не массы людей, собравшихся послушать живого оратора, а отдаленно расположенных телезрителей у себя дома. Политик становится актером, умеющим, с одной стороны, рассмешить зрителя, с другой, убедить избирателя в том, что именно он может решить его проблемы. Новые качества выходят на первое место для политика – актера: - умение четко и образно формулировать проблему; - внешние данные политика; - создание привлекательного общения.

Базовыми терминами, которыми описывают избирательную кампанию, являются: целевая аудитория и ключевые сообщения. Здесь кандидат не работает со всеми, а со своей аудиторией, что позволяет более точно формулировать ключевые сообщения. Коммуникативные параметры в избирательной кампании: 1. Название. 2. Визуальный ряд. На общую идею должен работать визуальный ряд в политической рекламе: эмблема, плакаты, карикатуры. 3. Зрелищность, краткость. Важно использовать такую форму рекламы, которая коротко и ясно представляла бы людям платформу партии. 4. Слоган. Важен предвыборный лозунг, который должен быть ясным, легко запоминающимся и логично вытекающим из программы. 5. Соответствие формы интересам избирателей. Большое значение имеет не только то, что говорят кандидаты, но и то, как говорят. 6. Идентификация с целевой аудиторией.

Необходимо планировать избирательную кампанию и управлять новостями: 1 – планировать новости заранее. 2 – находиться в наступлении. 3 – контролировать поток информации. 4 – дозировать доступ журналистов. 5 – говорить о тех проблемах, о которых вы сами хотите говорить. 6 – повторять сообщения многократно.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить